05.06.2023
4 954

Колумбийские биологи пересчитали бегемотов Пабло Эскобара

4.7

Новая перепись показала, что даже ученые сильно недооценивали численность «кокаиновых бегемотов» в Колумбии. Группа из четырех особей, завезенных во времена Пабло Эскобара, увеличилась уже до пары сотен и продолжает активно размножаться, осваивая и одновременно уничтожая местную природу.

Бегемоты на территории национального парка Гасиенда «Неаполь», бывшего имения наркобарона / ©Fernando Vergara / Автор: Caristania Fabricius

«Кокаиновые бегемоты», привезенные в Колумбию по заказу Пабло Эскобара, считаются самыми крупными инвазивными животными в мире. Местные экологи привлекают внимание к этой проблеме уже много лет, хотя решения ее так и не нашли. Более того, из-за бездействия властей бегемоты продолжают быстро размножаться. Новая оценка их численности показала, что она приблизилась к 200 особям, увеличиваясь вдвое быстрее прошлых прогнозов. Об этом сообщил журнал Nature.

На рубеже 1980–1990 годов колумбиец Пабло Эскобар возглавлял Медельинский наркокартель — одну из крупнейших и богатейших преступных организаций того времени. Это позволяло ему вести самый роскошный образ жизни. В одном из имений наркобарона даже устроили частный зверинец, куда свезли экзотических животных со всех уголков мира. После разгрома картеля и гибели Эскобара их распределили между публичными зоопарками страны. Однако из-за технических трудностей четырех бегемотов пришлось оставить на месте, и со временем они стали серьезной проблемой.

В жаркой и влажной Колумбии «кокаиновые бегемоты» нашли идеальную среду обитания, лишенную естественных врагов, таких как львы. Они поселились в реке Магдалене и превратились в инвазивный вид, вытесняя местные виды, включая ламантинов, выдр и капибар. Ловля и перевозка каждого из них стоит слишком дорого, а против отстрела активно выступают защитники животных. В итоге бегемоты продолжают жить и активно размножаться, грозя окончательно выйти из-под контроля. На это и указала новая работа колумбийских биологов.

Еще в 2016 году исследователи оценивали численность живущих в бассейне Магдалены бегемотов в 35-50, в 2020-м — уже в сотню. Однако недавно по заказу местного Министерства окружающей среды была проведена новая, более тщательная перепись. Работу проделали в 2021-2022 годах ученые из Национального университета Колумбии, немецкого Института Гумбольдта совместно с экспертами-экологами из фонда Cornare. Специалисты фиксировали животных во время полевых экспедиций, а самые непролазные заросли осматривали с помощью дронов.

Выяснилось, что первоначальная группа из четырех особей теперь выросла до 181-215 животных. При этом, по оценкам биологов, 37 процентов бегемотов — молодняк, что подчеркивает быструю скорость размножения «кокаиновых бегемотов». Возможно даже, что в Колумбии, где нет тяжелых африканских засух, они быстрее достигают зрелости и начинают оставлять потомство раньше обычного. Пониженную смертность обеспечивает и изобилие местных ресурсов, снижающее частоту конфликтов и драк между животными.

Между тем решения проблемы, которое устроило бы всех, нет до сих пор. Недавно биологи предложили использовать химические контрацептивы для стерилизации местной популяции бегемотов. Такой вариант выглядит сравнительно гуманным и дешевым: его реализация должна обойтись менее чем в миллион долларов. Однако в этом случае снижение численности бегемотов займет достаточно долгое время — до 50 лет. И все это время они продолжат уничтожать местную природу.