05.06.2023
ЮФУ

В ЮФУ узнали, что вольерное содержание диких животных может привести к деградации почвенно-растительного покрова

Специалисты Южного федерального университета отмечают, что неправильное распределение количества животных на ограниченной территории может привести к деградации почвенно-растительного покрова, после чего на восстановление может понадобиться десятилетия.

Заповедник Ростовский
Заповедник Ростовский / ©Пресс-служба ЮФУ

В современном мире вопрос экологии настолько актуален, что касается буквально каждого человека нашей планеты.  Мы живем в период, когда нужно не только брать блага от природы, но и оказывать ей должную заботу. Все больше людей задумываются о настоящем и будущем нашей планеты, выходят на субботники, начинают разделять мусор на фракции, пересаживаются на экологический транспорт и высаживают деревья, а ученые – делают все возможное для сохранения почв, рек, чистого воздуха и агробиобезопасности. Сегодня, 5 июня, в День эколога и Всемирный день окружающей среды, рассказываем об одном из научных исследований отечественных ученых, которые делают все возможное во благо здоровья окружающего мира и каждого человека.

Сотрудники Академии биологии и биотехнологий Д.И. Ивановского провели исследование в Ассоциации «Живая природа степи», где провели работы по сравнительной оценке экологического состояния территорий, где дикие животные обитают в ограниченных в той или иной степени для них условиях. Данный проект является частью обширной работы по сравнительной оценке экологического состояния территорий, где дикие животные обитают в условиях ограниченного пространства. Главная цель этого исследования – оптимизация условий проживания диких животных в зависимости от просторности вольера, количества животных в нем обитающих, вида животных, типа почвы и климатических условий.

«В наше время проблема экологического состояния планеты стоит остро, и данные исследования как никогда актуальны, так как они помогают определить, насколько животный мир изменяет другие составляющие экосистемы, в частности почвенный и растительный покров, и к каким последствиям это может привести. В целях сохранения и размножения редких и исчезающих видов животных по всему миру создано большое количество вольерных комплексов и заповедников. Важно понимать, как пытаясь улучшить состояние одной составляющей экосистемы, не причинить вреда другой. Наше исследование как раз направлено на выявление существующих проблем в содержании диких животных в ограниченных условиях», – отметил руководитель проекта, доктор географических наук, директор АБиБ ЮФУ Камиль Казеев.

Руководитель проекта, доктор географических наук, директор АБиБ ЮФУ Камиль Казеев / ©Пресс-служба ЮФУ

В ходе проекта было исследовано несколько вольерных комплексов на территории Юга России, которые отличались климатическими условиями, почвенным покровом и нагрузкой животных на исследуемую территорию. Были изучены вольеры с африканскими страусами, эму, козами, лошадьми Пржевальского и сайгаками, а также территории с полувольным выпасом лошадей, верблюдов, буйволов, яков и лам. Результаты показали значимые различия в устойчивости отдельных типов почв к влиянию животных.

Отмечено, что в большей степени влияние оказывают копытные животные, находящиеся в скученных условиях: происходит изменение физических показателей почв, состава растительного сообщества, что влечет за собой нарушение биохимических процессов почвы, влияющих на ее экологическое состояние. Например, вольер с африканскими страусами имел наибольшую степень деградации почвы, оцененную в десять баллов. Это свидетельствует о сильном угнетении растительности и деградации почвы. Плотность почвы в этом вольере была самой высокой среди всех исследованных – 1,49 граммов на кубический сантиметр, а процент структуры почвы был наименьшим – 37 процентов. Эти показатели имели тесную отрицательную корреляцию с давлением копыт и лап животных на поверхность почвы (-0,9).

«Уровень влажности на всех исследованных участках не превышал 11 процентов, однако ферментативная активность почв зависела не только от гидротермических условий, но и от накопления продуктов жизнедеятельности животных. В вольерах с копытными животными, особенно с козами, активность каталазы и уреазы всегда была выше, чем на других участках. Также в этих вольерах было отмечено высокое содержание органического вещества – 10,3 процента, что выделяет почвы вольеров среди окружающих зональных каштановых почв и свидетельствует о влиянии крупных животных на состояние почвы», – рассказала студентка второго курса магистратуры Анна Гобарова.

Ученые отмечают, что неправильное распределение количества животных на территории может привести к деградации почвенно-растительного покрова, после которой восстановление будет длиться долгое время. Результаты исследований, опубликованные в журнале Arid Ecosystems, могут быть использованы для принятия управленческих решений по улучшению экологической ситуации и уходу за территорией вольеров с животными, а также в ходе научных исследований для оценки экологического состояния почв охраняемых территорий, зоопарков, ботанических садов, сельскохозяйственных угодий.

К настоящему времени исследования по проекту, поддержанному грантом Президента России для ведущей научной школы «Экология почв», проведены в Ассоциации «Живая природа степи», Ростовском зоопарке, Нижнекундрюченском охотхозяйстве и Кавказском биосферном заповеднике. Полевые и лабораторные исследования проводились научным коллективом кафедры экологии и природопользования АБиБ ЮФУ под руководством доктора географических наук и директора Академии биологии и биотехнологии имени Д. И. Ивановского Камиля Казеева, лабораторные исследования и анализ полученных результатов в основном выполнен студенткой второго курса магистратуры Анной Гобаровой.

Южный федеральный университет поздравляет всех причастных с Днем эколога и Всемирным днем окружающей среды. Отдельную благодарность мы выражаем ученым, которые направляют усилия на сохранение нашей планеты и прекрасной природы. Ваша работа важна и ценна, потому что вы играете решающую роль в сохранении баланса в окружающей среде!