20.12.2022
Анна Новиковская
20 845

Астрономы впервые обнаружили планету, вращающуюся вокруг умирающей звезды

5.5

Срок существования звезд велик, но не бесконечен, и в итоге судьба большинства вращающихся вокруг них планет — разрушиться и упасть на поверхность умирающего светила. Именно такую планету обнаружили в системе звезды Kepler-1658, находящейся примерно в трех тысячах световых лет от Солнца.

Планета, напоминающая наш Юпитер, находится очень близко к своей звезде: год на ней протекает всего за 3,8 земных дня / © Gabriel Perez Diaz/Instituto de Astrofísica de Canarias

Гибель на поверхности стареющей звезды — похоже, судьба большинства планет, вращающихся вокруг своих светил. Через миллиарды лет, когда Солнце станет старше, такая судьба может постичь и нашу Землю, хотя доживет ли до тех времен человечество — большой вопрос.

Теперь астрономам впервые удалось зафиксировать присутствие экзопланеты вокруг умирающей звезды: она получила название Kepler-1658b, поскольку ее открыли с помощью космического телескопа «Кеплер», ищущего миры вне Солнечной системы с 2009 года.

Kepler-1658b — «горячий юпитер»: так астрономы называют экзопланеты, приблизительно равные по массе и размеру Юпитеру, но находящиеся очень близко к своим звездам. К примеру, расстояние между Kepler-1658b и звездой в восемь раз меньше, чем между Солнцем и ближайшей к нему планетой, Меркурием.

Как показало исследование, опубликованное в журнале The Astrophysical Journal Letters, орбита Kepler-1658b — спиральная: ее орбитальный период сокращается на 131 миллисекунду в год. Это немало, ведь планета делает полный оборот вокруг звезды за 3,8 земных дня. Учитывая состояние звезды Kepler-1658, которая уже перешла в стадию субгиганта (ее масса в полтора раза превышает солнечную), в скором времени — по астрономическим меркам — планета должна оказаться слишком близко к звезде и разрушиться под влиянием приливных сил

Астрономы собираются установить постоянное наблюдение за системой Kepler-1658, чтобы отслеживать дальнейшие изменения планетарной орбиты и расширить наши знания о разрушении планет в конце жизненного цикла их звезд. Это позволит не только больше узнать об экзопланетах, но и понять, что ждет наш собственный мир в конце существования Солнечной системы.