25.07.2023
2 147

Биологи обнаружили границу, разделяющую самых глубоководных животных

5.5

Обследование Тихого океана показало, что обитатели абиссальных равнин резко разделяются по глубине. Сперва среди них доминируют моллюски и кораллы, но как только мы опускаемся ниже 4,5 километра, они исчезают, уступая место мягкотелым животным.

Хищная глубоководная губка Axoniderma mexicana
Хищная глубоководная губка Axoniderma mexicana / ©Smartex Project, NERC / Автор: Caristania Fabricius

Зона наибольших морских глубин — абиссаль — занимает больше половины поверхности нашей планеты. Однако из-за экстремальных условий она остается практически неизученной. Регулярные исследования абиссальных равнин начались лишь с развитием подводной техники, прежде всего беспилотников. И если прежде их считали почти абсолютной пустыней, то теперь ученые обнаруживают там множество самых странных существ.

Обобщив эти наблюдения, биологи заметили, что на глубине около 4400 метров проходит условная граница, ниже которой моллюски и другие животные с твердой оболочкой уже не встречаются. Статья Эрика Саймона-Лледо (Erik Simon-Lledo) и его коллег из британского Национального центра океанографии (NOC) опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Биологи сосредоточились на обитателях глубоководной зоны Кларион-Клиппертон в северо-восточной части Тихого океана. Она занимает порядка шести миллионов квадратных километров от островов Кирибати и Гавайи до побережья Мексики. Глубина моря там колеблется от 3500 до 6000 метров, куда иногда опускаются и исследовательские аппараты. На сделанных ими записях ученые определили более 50 тысяч жителей абиссальных равнин размерами не меньше сантиметра, заметив неожиданную закономерность.

Группы организмов, доминирующие на разных глубинах. Обозначены: ACT — актинии, HOL — голотурии (морские огурцы), HEX — шестилучевые губки, ANT — черные кораллы, ALC — мягкие кораллы, OPH — змеехвостки, BRY — мшанки, DEM — обыкновенные губки / ©Simon-Lledó et al., 2023

В сравнительно неглубоких областях абиссали — от 3800 до 4300 метров — широко встречались моллюски, кораллы и губки с твердыми оболочками. Но глубже их практически не обнаруживали, зато там повсюду были мягкотелые существа, такие как морские огурцы (голотурии) и актинии. Лишь пара сотен метров глубины около 4400 метров представляла смешанное сообщество тех и других животных.

Существование этой границы авторы исследования связали с оборотом карбоната кальция, из которого сложены раковины моллюсков и твердые скелеты кораллов. Приповерхностные слои воды насыщены этой солью, однако по мере погружения ее становится все меньше. Кроме того, высокое давление и другие факторы вызывают ее растворение. В результате моллюски и другие «твердотелые» существа уже не способны компенсировать постоянные потери и поддерживать свои прочные оболочки, поэтому редко появляются ниже глубины компенсации карбоната.

Эта граница может находиться на глубинах от 4000 до 5000 метров, в зависимости от локальной температуры и состава воды. Поэтому нынешние изменения климата обещают провести грандиозный и печальный эксперимент для проверки гипотезы Эрика Саймона-Лледо и его соавторов. Нагревание океана и рост его кислотности должны приводить к постепенному повышению границы компенсации карбоната, и если ученые правы, то по мере ее подъема ближе к поверхности будут отступать и твердотелые обитатели глубин.