Анна Новиковская
5 529

Ученые полагают, что масштабы «шестого массового вымирания» куда серьезнее, чем мы раньше думали

5.7

Существует немало мнений о нынешнем массовом вымирании, вызванном действиями человека. Группа исследователей из Великобритании и Чехии заявила, что это вымирание не только реально, но и обернется для Земли большими потерями, чем считалось ранее.

Снежный барс — один из видов, которые, вероятнее всего, ждет вымирание в ближайшем будущем / © animalzoom.ru

Сегодня глобальное разнообразие сокращается небывалыми темпами из-за разрушительной деятельности человека, включающей преобразование среды обитания, использование пестицидов и гербицидов, а в последнее время — изменение климата. И хотя некоторые исследователи полагают, что антропогенные климатические изменения будут не столь масштабны, у живых организмов может оказаться слишком мало времени, чтобы к ним приспособиться.

Ученые могут лишь приблизительно оценить его масштабы — к примеру, отслеживая популяционные тенденции существующих видов живых организмов: остаются они на стабильном уровне, сокращаются или увеличиваются. Чтобы узнать больше о таких тенденциях, исследователи из Великобритании и Чехии проанализировали доступные данные о популяциях более чем 70 тысяч видов по всему миру, чтобы увидеть, как их численность изменилась с момента начала ведения учета.

Выводы получились неутешительные: численность 48 процентов видов сейчас падает, только трех процентов — растет. При этом около 33 процентов видов, которые сегодня не считаются вымирающими, на самом деле опасно близко подошли к той границе, после которой МСОП присваивает им охранный статус «виды под угрозой вымирания».

Также исследователи обнаружили, что наибольший кризис сегодня переживает самый малочисленный класс наземных позвоночных — земноводные, тогда как сокращение численности рыб и рептилий оказалось наименее серьезным. Ученые отметили, что сейчас в наибольшей степени страдают тропические виды — вероятно, потому, что виды в таких районах, как правило, чувствительнее к изменениям окружающей среды.

Таким образом, подводят авторы итог в исследовании, опубликованном в журнале Biological Reviews, голоценовое массовое вымирание может оказаться даже серьезнее, чем мы о нем думаем. Сегодня наш мир еще не пересек «климатическую точку невозврата», после которой изменения окружающей среды станут необратимыми. Но биосфера Земли уже серьезно пострадала от разрушительной деятельности человека, и потери в итоге могут оказаться весьма серьезными.