Леса Амазонии стали выделять больше углекислого газа, чем поглощать — Naked Science

Леса Амазонии стали выделять больше углекислого газа, чем поглощать

4.8

Тропические леса Амазонки, по праву называющиеся «легкими планеты», за последние десять лет выделили больше углекислого газа, чем поглотили. Ученые бьют тревогу и считают, что человечество больше не может полагаться на крупнейший в мире лесной тропический массив в плане поглощения антропогенного углеродного загрязнения.

Леса Амазонии / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Nature Climate. Экосистемы — решающий союзник в борьбе с выбросами углекислого газа, которые в 2019 году превысили 40 миллиардов тонн. За последние 50 лет растения и почва поглощали около 30 процентов этих выбросов, а океаны — свыше 20 процентов.

Тропические леса при этом эффективнее как поглощают, так и накапливают углекислый газ, чем другие типы лесов. В бассейне Амазонки произрастает около половины тропических лесов мира, поэтому экологи возлагают на них основные надежды.

Но, как выяснили ученые из Университета Оклахомы, Калифорнийского технологического института (США), Национального агрономического института (Франция), Копенгагенского университета (Дания), Юго-Западного университета Китая, похоже, все зря. Путем анализа ежегодных спутниковых данных специалисты пришли к выводу, что с 2010 по 2019 год бразильские леса бассейна Амазонки выделили 16,6 миллиарда тонн углерода, а поглотили — 13,9 миллиарда тонн.

Таким образом, этот лес сегодня стал не другом, а своего рода врагом планеты и выбрасывает больше вредных веществ, чем поглощает. Пока этот процесс, вероятно, можно нейтрализовать, а вот когда он станет необратимым — неизвестно.

Исследование также показало, что почти в четыре раза в 2019 году ускорилось обезлесение Амазонии — по сравнению с 2017-2018 годами. Из-за пожаров и рубок площадь леса сократилась не на один миллион гектаров, как обычно, а на 3,9 миллиона. Обезлесение, ведущее к деградации экосистемы, по мнению ученых, и есть причина повышающегося количества выбросов СО2.