29.11.2018
Редакция Naked Science
1 079

Искусственную мини-плаценту вырастили в лаборатории

Она проявила признаки человеческой плаценты первого триместра.

©Wikipedia / Автор: Telestis Scaevinius

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) создали искусственную и функциональную мини-плаценту человека при помощи трофобластов. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature.

По словам эндокринолога, участвовавшего в исследовании, Эшли Моффетт (Ashley Moffett), плацента — наименее изученный орган плода. Она образуется у всех самок плацентарных млекопитающих и формирует гематоплацентарный барьер. Благодаря ему плацента выполняет ряд жизненно важных функций: осуществляет газообмен между матерью и плодом, защищает эмбрион и сообщает ему питательные вещества. Отчасти из-за моральных ограничений, отчасти потому, что человеческая плацента отличается от той, что есть у других млекопитающих, ученые испытывали сложности в ее создании.

В прошлом году команда университета создала органоиды человеческого эндометрия — внутренней слизистой оболочки тела матки. В этом году они переключили свое внимание на плод и решили сосредоточиться на плаценте.

Во-первых, авторы выделили трофобласты из плацент человека, развитие которых останавливали на сроке от шести до девяти недель из этических соображений. Трофобласты — клетки, предшествующие плаценте. Они образуются из бластомеров — клеток эмбриона этапа дробления зиготы. Бластомеры формируют сферу, а наружные клетки сферы (трофобласты) позднее образуют плаценту.

Выведение трофобласт / ©Nature

Во-вторых, ученые выращивали эти клетки в полутвердом геле, который позволил будущей мини-плаценте принять трехмерную форму и способствовал поступлению питательных веществ в нее. Рост органоида занял две недели. По словам специалистов, их искусственная маленькая плацента вела себя как натуральная в период первого триместра. Например, она развила небольшие ворсины, с помощью которых к плоду обычно поступает кровь, и выработала хорионический гонадотропин — гормон, который производят ткани эмбриональной оболочки. Авторы культивировали три случайные плаценты, чтобы в будущем подробнее исследовать процессы, происходящие на ранних этапах развития плода.

Весной голландские ученые из Маастрихтского университета во время исследования бесплодия создали эмбрионы без яйцеклетки и сперматозоидов, используя стволовые клетки мышей. По словам автора работы Николаса Риврона, это удалось впервые.