Искусственную мини-плаценту вырастили в лаборатории — Naked Science

Искусственную мини-плаценту вырастили в лаборатории

Она проявила признаки человеческой плаценты первого триместра.

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) создали искусственную и функциональную мини-плаценту человека при помощи трофобластов. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Nature.

По словам эндокринолога, участвовавшего в исследовании, Эшли Моффетт (Ashley Moffett), плацента — наименее изученный орган плода. Она образуется у всех самок плацентарных млекопитающих и формирует гематоплацентарный барьер. Благодаря ему плацента выполняет ряд жизненно важных функций: осуществляет газообмен между матерью и плодом, защищает эмбрион и сообщает ему питательные вещества. Отчасти из-за моральных ограничений, отчасти потому, что человеческая плацента отличается от той, что есть у других млекопитающих, ученые испытывали сложности в ее создании.

В прошлом году команда университета создала органоиды человеческого эндометрия — внутренней слизистой оболочки тела матки. В этом году они переключили свое внимание на плод и решили сосредоточиться на плаценте.

Во-первых, авторы выделили трофобласты из плацент человека, развитие которых останавливали на сроке от шести до девяти недель из этических соображений. Трофобласты — клетки, предшествующие плаценте. Они образуются из бластомеров — клеток эмбриона этапа дробления зиготы. Бластомеры формируют сферу, а наружные клетки сферы (трофобласты) позднее образуют плаценту.

Выведение трофобласт / ©Nature

Во-вторых, ученые выращивали эти клетки в полутвердом геле, который позволил будущей мини-плаценте принять трехмерную форму и способствовал поступлению питательных веществ в нее. Рост органоида занял две недели. По словам специалистов, их искусственная маленькая плацента вела себя как натуральная в период первого триместра. Например, она развила небольшие ворсины, с помощью которых к плоду обычно поступает кровь, и выработала хорионический гонадотропин — гормон, который производят ткани эмбриональной оболочки. Авторы культивировали три случайные плаценты, чтобы в будущем подробнее исследовать процессы, происходящие на ранних этапах развития плода.

Весной голландские ученые из Маастрихтского университета во время исследования бесплодия создали эмбрионы без яйцеклетки и сперматозоидов, используя стволовые клетки мышей. По словам автора работы Николаса Риврона, это удалось впервые.

Американский ученый показал, что деньги продолжают влиять на уровень благополучия и счастья человека, даже если средств у него очень много. И чем их больше, тем зачастую выше и удовлетворенность жизнью.

Огневые испытания центрального блока сверхтяжелой ракеты-носителя SLS прервались раньше времени. Чуть более чем через минуту после зажигания двигателей автоматика их отключила. По словам главы NASA, тест нельзя считать провалом, но изучение аномалии может повлиять на сроки дальнейших испытаний и первого полноценного запуска в конце 2021 года.