22 февраля
Александра Медведева
1 387

Исчезающие виды животных сохранятся благодаря фотографиям туристов

3.5

Снимки, которые путешественники размещают в социальных сетях, помогут ученым получать информацию об исчезающих животных. Исследователи разработали алгоритм искусственного интеллекта, который ищет и анализирует выложенные в открытый доступ изображения редких видов животных.

Гренландский кит
Гренландский кит © Flickr

Ученые из Университета штата Огайо (США) разработали алгоритм искусственного интеллекта для анализа фотографий зебр, акул, китов и других животных, которые туристы размещают в социальных сетях по возвращении из отпусков. Система поможет не только определять и отслеживать редкие виды животных, но также позволит лучше понять пути их перемещения и проследить тенденции изменения популяций. Алгоритм представили на ежегодном собрании Американской ассоциации содействия развитию науки.

Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются защитники окружающей среды, — отсутствие данных о многих исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видах. Биоразнообразие стремительно сокращается, а ученые даже не знают темпов этого процесса.

Более чем из 142 тысяч видов, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы, статус половины неизвестен из-за недостатка информации. Использование спутниковых меток и GPS-ошейников позволяет отследить лишь единичных особей, но не дает представления о целой популяции.

В то же время в интернете есть миллионы фотографий находящихся под угрозой исчезновения видов, сделанных учеными, туристами, фотоловушками и дронами. Эти изображения содержат информацию, которую можно извлечь и проанализировать. Для этого ученые использовали искусственный интеллект.

Новая система, получившая название Wildbook, ищет и анализирует фото, выложенные в открытый доступ. Алгоритм определяет вид животного и число особей, попавших в кадр, причем для этого ему достаточно паттерна пятен, хвоста или плавника. Сейчас Wildbook содержит около двух миллионов фотографий более чем 60 тысяч животных со всего мира. Среди них — акулы, киты, зебры, черепахи, жирафы, крупные хищники и так далее.

Анализ снимков дает представление о количестве и динамике популяций, ареалах видов, социальных взаимодействиях животных с сородичами и другими видами, в том числе людьми. Кроме того, искусственный интеллект учится видеть на изображениях те характеристики, которые сложно отследить человеку: например, он может определить, похож ли рисунок полос детеныша зебры на окрас матери, или понять, как строение черепов летучих мышей изменяется в зависимости от условий окружающей среды.

Однако ученые предупреждают, что с развитием технологии будет особенно важно обеспечить безопасность и этичность ИИ. Например, анализируемые данные должны быть защищены так, чтобы их не могли использовать браконьеры.