23.11.2021
6 026

Интеллект осьминогов оказался зависимым от окружающей среды

5.1

У некоторых из этих животных совершенно гладкий мозг и ограниченные когнитивные способности, в то время как другие очень умны, а серое вещество у них куда больше по объему.

Интеллект осьминогов оказался зависимым от окружающей среды / ©Getty images

Осьминоги известны как мастера маскировки, некоторые из них могут решать сложные задачи, а их когнитивные способности приближаются к таковым у некоторых мелких млекопитающих. И не далее как сегодня власти Великобритании признали этих животных (вместе с крабами, раками, каракатицами и омарами) разумными существами. В обзоре, проведенном экспертами Лондонской школы экономики, было рассмотрено 300 научных исследований, посвященных интеллекту этих животных. В результате ученые пришли к выводу, что морские твари способны испытывать боль и страдания.

Тем не менее большая часть знаний о нейроанатомии осьминогов базируется на изучении одного-единственного вида обыкновенного осьминога под названием Octopus vulgaris. А ведь видов этих удивительных созданий великое множество, живут они в совершенно разных местах обитания: от южных коралловых рифов до холодных вод Камчатки.

Ученые из Университета Квинсленда (Австралия) решили исправить этот научный перекос и изучили некоторые другие виды осьминогов — дневных и ночных, прибрежных и глубоководных, — сравнив их между собой. Свои выводы они представили в журнале Current Biology. Авторам работы удалось показать, что нейроанатомические особенности мозга осьминогов связаны с их привычками и средой обитания.

Команда изучила четыре вида этих существ, используя МРТ для получения подробных 3D-изображений структур мозга. Выяснилось, что у глубоководного осьминога был гладкий мозг, как у сумчатых и грызунов. Такой тип мозга, по словам ученых, подходит для размеренного темпа жизни обитающего на глубине существа, которое мало общается с другими животными.

А вот осьминоги, живущие в коралловых рифах, ближе к поверхности воды, имели значительно большую площадь мозга и более выраженный рельеф. По некоторым показателям их серое вещество оказалось схожим с мозгом приматов и приспособленным для решения сложных задач, а также активного социального взаимодействия в хорошо освещенной среде. Именно у этих видов зафиксировали такие формы поведения, которые неизвестны для других представителей осьминогов.

«Например, мы наблюдали совместную охоту рифовых осьминогов с рыбами. Осьминоги лидировали в ней, а рыбы либо присоединялись к охоте, либо доедали то, что оставил «руководитель». Способность к совместной охоте с другими видами показывает, что такие осьминоги обладают развитыми когнитивными способностями», — отметил один из авторов исследования доктор Вен-Сон Чун.