12 июля
Анна Новиковская
8 093

Грызуны начали осваивать сельское хозяйство

7.5

Ранее ученые полагали, что человек — единственное млекопитающее на планете, освоившее искусство сельскохозяйственного выращивания растений. Теперь нас готовятся потеснить с этого места — и не приматы, ближайшие родственники, а грызуны, которые намеренно роют норы в неудобных местах, стимулируя рост съедобных корней.

Восточный гофер проводит всю жизнь под землей, где деловито выращивает мелкие корешки себе на обед / © fltws.org

Сельское хозяйство — далеко не исключительно человеческая прерогатива: в мире животных известно множество видов, так или иначе регулирующих рост каких-либо съедобных растений либо грибов. Муравьи-листорезы — самый известный пример, однако еду для себя выращивают и некоторые термиты, и жуки-короеды, и даже рыбки, которые ухаживают за лужайками из водорослей, защищая их от других рыб и время от времени снимая часть «урожая».

Среди млекопитающих человек долгое время считался единственным фермером, пока группе ученых из Флоридского университета в США не удалось найти второй вид, вставший на путь целенаправленного выращивания растений себе на корм. Удивительно, но этим животным оказался восточный гофер (Geomys pinetis) — североамериканский грызун, который всю жизнь проводит под землей, как наши цокоры, питаясь корнями и клубнями.

Изучив поведение и питание гоферов на участке лесостепи, густо поросшей болотными соснами (Pinus palustris), ученые обнаружили, что маленькие подземные жители буквально кишат в месте, где прокладка новых туннелей обходится им энергетически «дороже», чем потребление найденных корешков. В чем причина и почему гоферы не уходят на другие участки, где земля мягче?

Чтобы выяснить это, исследователи временно удалили хозяев из проложенных туннелей, после чего замерили скорость роста древесных корней в норах гоферов и в непотревоженной ими земле. Оказалось, в туннелях грызунов корни растут лучше и быстрее — вероятно, из-за лучшего снабжения кислородом. Также на скорость роста корней могли повлиять особые привычки восточных гоферов: в отличие от родственных видов, эти зверьки оставляют свои фекалии не в специальных отнорках-уборных, а в жилых туннелях, где до них могут добраться корешки сосен.

Восточный гофер за рытьем туннеля: хотя найденные корешки не покроют его затраты энергии, «урожай» со всей системы подземных ходов сможет охватить до половины его ежедневных потребностей в пище.

По подсчетам авторов работы, ежедневно гофер потребляет часть прорастающих в туннеле корней, что покрывает от 20 до 60 процентов его потребностей в энергии. Естественно, для этого зверьку приходится следить за своим «полем» и не допускать туда сородичей. Но зато, перекусив проросшими в туннелях корешками, он может получить достаточно сил, чтобы прокопать еще один туннель, найти питательный клубень и наконец-то наесться.

Конечно, поведение гоферов слишком примитивно, чтобы сравнивать его с «грибными фермами» муравьев, где насекомые занимаются и посадкой, и прополкой, однако это весьма любопытный и пока единственный пример подобного поведения среди млекопитающих, за исключением человека.