7 сентября
Анна Новиковская

Музыканты из джунглей: самцы шимпанзе барабанят по корням деревьев в своем уникальном ритме

4.5

Среди приматов не только человек любит барабанную музыку: наши ближайшие родственники время от времени тоже дают всем обитателям джунглей послушать, как они бьют ладонями по древесным корням. У каждого животного свой уникальный «стиль», по которому шимпанзе можно легко отличить от сородичей.

Барабанщик у своего инструмента: игра сопровождается выпячиванием груди и громкими гортанными криками / © phys.org

Многие животные издают звуки, которые мы традиционно считаем музыкой — например, пение птиц. Однако для большинства видов такие звуки — то, что в них заложила сама природа, инструмент для выживания, тогда как африканские шимпанзе учатся играть на древесных корнях ради собственного удовольствия.

До сих пор большинство исследований о культуре шимпанзе — наборе навыков, не заложенных в обезьянах генетически, но передаваемых посредством обучения — были сосредоточены на навыках добывания пищи и изготовлении орудий, тогда как их музыкальным талантам уделялось гораздо меньше внимания.

Теперь появились данные о том, что человекообразные обезьяны не просто играют на своеобразных музыкальных инструментах: они еще и делают это в манере, уникальной для каждого животного. Наблюдая за группой шимпанзе в лесу Будонго на западе Уганды, ученые записали «партии» семи самцов, которые регулярно использовали корни деревьев для «игры на барабанах».

Задействуя руки и ноги, обезьяны издавали звуки, которые разносились по тропическому лесу более чем на километр. У каждого животного был свой «стиль», и уже через несколько недель наблюдений исследователи могли отличать самца по кличке Тристан, для которого были характерны очень быстрые одиночные удары «в стиле Джона Бонема», от Альфа или Илы, которые любили бить по корням двумя ладонями одновременно.

Самец шимпанзе ревет и бьет руками по дереву

Ученые предполагают, что «игра на барабанах» служит своего рода социальной сетью, позволяющей путешествующим шимпанзе общаться друг с другом и искать сородичей.

В дальнейшем исследователи планируют изучить другие группы шимпанзе — как живущие неподалеку, так и отдаленные, — чтобы понять, насколько широко распространилась «культура барабанщиков» среди обезьян.

Исследование опубликовано в журнале Animal Behaviour.