Эксперты о квантовых компьютерах
14 мая

Биологи наблюдали «сватовство» у муравьев

4.8

Европейские муравьи могут относить молодую матку к соседнему гнезду для спаривания с как можно более дальними родственниками.

Крылатая матка Cardiocondyla elegans путешествует на спине рабочей особи
Крылатая матка Cardiocondyla elegans путешествует на спине рабочей особи / ©Mathilde Vidal

Муравьиная колония состоит почти исключительно из самок. Однако размножается лишь одна из них — матка, — а остальные скромно выполняют все рабочие функции (хотя иногда некоторые могут тоже становиться фертильными). Этой «царице» непросто найти подходящего партнера для спаривания. И дело не в нехватке претендентов: ее постоянно окружают самцы из родного гнезда. Однако связь с ними чревата всеми опасностями инбридинга, близкородственного скрещивания. Поэтому матки большинства видов муравьев спариваются лишь раз в жизни, во время брачного полета, когда они встречаются с самцами из других колоний.

Другой необычный механизм спаривания обнаружили биологи из Регенсбургского университета, изучившие южноевропейских муравьев Cardiocondyla elegans. Маток этих насекомых доставляют к подходящим партнерам «вручную»: стерильные рабочие особи переносят их к соседнему гнезду и оставляют на пороге. Об этом Матильда Видаль (Mathilde Vidal) и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Communications Biology.

В течение 2014-2019 годов ученые локализовали 175 колоний Cardiocondyla elegans, живущих на юге Франции. Наблюдая за ними, биологи зафиксировали в общей сложности 453 случая такого «сватовства» муравьев. Несмотря на крошечные размеры рабочих особей, иногда они переносили маток на расстояние до 15 метров, прежде чем оставить у ворот другого гнезда. Обратно никто их не ждал: проведя сезон в чужом муравейнике, такие самки изгоняются и вскоре становятся основательницами новой колонии.

Судя по почти прямой траектории движения, рабочие, которые несли их «свататься», точно знали, куда идти. Иногда они даже проходили мимо более близких гнезд, чтобы достичь своей цели. Сравнив ДНК соседних колоний, ученые заметили, что муравьи выбирают те, которые больше удалены от них генетически. Очевидно, это позволяет избежать инбридинга, который способен погубить всю колонию. Однако остается неясным, на что именно ориентируются рабочие особи, выбирая подходящее гнездо, и как они определяют генетическую близость с его обитателями.