Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
29.11.2021
20 603

Атаку белого медведя на северного оленя в море впервые удалось снять на видео

2.1

Польские ученые-полярники засняли редкое событие — охоту полярного медведя не на морскую добычу, а наземную. Правда, молниеносная атака все равно произошла в воде. Подобное поведение северного хищника впервые удалось запечатлеть на видео.

Атаку белого медведя на северного оленя в море впервые удалось снять на видео
Самка белого медведя с медвежонком на Свальбарде / ©AWeith, Wikimedia

Если не считать китообразных и ластоногих, белый медведь (Ursus maritimus) — самый крупный хищник среди млекопитающих. А в числе сухопутных плотоядных он уступает в размерах только гребнистому крокодилу, однако по весу все равно превосходит его вдвое. Хотя называть обитателем суши полярного медведя не совсем корректно (что отражено в его латинском наименовании), эти гиганты охотятся, а также проводят едва ли не большую часть жизни в воде или на льду.

Основа рациона полярных медведей — морские млекопитающие из парвотряда ластоногих: тюлени, нерпы, морские зайцы и моржи. При недостатке пищи или в отсутствие других вариантов они не брезгуют попавшими в полыньи дельфинами или китами, а также рыбой. Когда белые медведи находятся на суше, их диета может становиться похожей на меню родственных бурых и черных видов: включать растения, яйца птиц, падаль и любую доступную живность. Однако это, как правило, крайние меры, на которые хищники идут, только если среда совсем не располагает привычной пищей.

Поэтому на Свальбарде (Шпицбергене) северные олени (Rangifer tarandus) всегда благополучно соседствовали с полярными медведями и редко испытывали от такой близости дискомфорт. Тем не менее недавние наблюдения показали, что идиллии приходит конец. Как отмечают польские полярники, неподалеку от их базы медведи охотятся на оленей на регулярной основе. Ученые связывают это с изменениями в окружающей среде, которые вынуждают хищников переходить с привычных стратегий на менее предпочтительные ради выживания.

Видео не содержит сцен непосредственного поедания оленя медведем, но все равно может шокировать особо впечатлительных зрителей / ©AFP

На видеозаписи молодая самка северного медведя преследует самца оленя в море. Ролик начинается, когда животные уже в воде, но, очевидно, хищник настигал жертву с берега и загнал ее в более удобную для него среду. Силы сторон изначально были не равны, так что чуда не происходит: медведица парой движений убивает оленя и вытаскивает на берег, чтобы полакомиться. Заснявшие видео ученые отмечают, что эта же самка через пару дней снова была замечена поедающей оленину.

События происходили в конце августа, а сейчас полярники подвели итоги наблюдений и обобщили их в статье, которую отправили в журнал Polar Biology. Ведущий автор публикации Изабелла Кулашевич (Izabela Kulaszewicz), биолог из Гданьского университета, рассказала AFP, что во время охоты медведя на оленя в море ее не покидало ощущение, будто она смотрит документальный фильм о дикой природе. Это было настолько необычно и зрелищно, словно представление специально подготовили для наблюдателей.

Сейчас на Свальбарде обитают порядка 300 белых медведей и около 20 тысяч северных оленей. Хищники приходят на архипелаг по льду или приплывают зимой, чтобы залечь в спячку для выведения потомства либо просто переждать самое суровое время года. Обычно даже летом льда в океане достаточно для медведей, чтобы вести привычный образ жизни. Но последние десятилетия все большее число хищников вынуждено оставаться на Шпицбергене круглый год, не кочуя, как раньше, — климат теплеет и океан почти не замерзает.