Аномальные дожди в самой засушливой пустыне привели к смерти организмов — Naked Science
15.11.2018, 15:38

Аномальные дожди в самой засушливой пустыне привели к смерти организмов

Мы привыкли думать, что вода благотворно влияет на развитие живых организмов. Кажется, что нехватка воды сильнее всего сказывается на жителях пустыни. Однако на одном из самых засушливых мест планеты — пустыне Атакама в Чили — аномальные дожди отразились самым отрицательным образом.

1489470271_atakama

Эта пустыня сохранялась практически в том же состоянии на протяжении 15 миллионов лет, а за последние 500 лет здесь не наблюдалось никаких значительных осадков. Однако в марте и августе 2015 года, а затем и в июне 2017-го в пустыне прошли обильные ливни.

Завершение длительной засухи пагубно повлияло на жизненные формы, которые успешно эволюционировали, чтобы выдерживать засушливую экосистему: они не смогли справиться с внезапной сменой условий, которая оказалась для них смертельной. Анализ почвы после аномальных ливней показал, что популяция микробов сократилась приблизительно на 75-87 процентов от ранее зарегистрированных видов. После осадков в лагунах пустыни из 16 известных ранее видов микробов было обнаружено не более двух-четырех видов.

«Наши результаты впервые показывают, что внезапное появление большого количества воды в микроорганизмах, отлично адаптированных для извлечения минимальной влаги в самых засушливых условиях, влечет за собой их гибель от осмотического шока», — подчеркивает сотрудник Корнеллского университета Альберто Фейрен (Alberto Fairén), под чьим руководством и вышла статья в журнале Scientific Reports.

Редкое явление радуги в пустыне Атакама / © Carlos González-Silva

Осмотический шок случается, когда вещества, растворенные в жидкости вокруг клетки, внезапно меняются в концентрации, что, в свою очередь, быстро меняет процесс того, как вода течет через мембраны клетки, вызывая острый их стресс.

Несмотря на печальную судьбу этих микробов, исследование внушает оптимизм ученым, предоставляю новую информацию о том, как микроб может адаптироваться к выживанию в бесплодных и иных мирах.

Из-за своих аномальных характеристик пустыня Атакама часто исследуется в качестве некоего прототипа поверхности Марса, поскольку ее непримиримая окружающая среда — одним из самых близких аналогов условий Красной планеты. Потому здесь ученые изучают то, как жизнь может вести себя на Марсе.

«Наше исследование Атакамы позволяет предположить, что новое появление жидкой воды на Марсе могло способствовать исчезновению жизни на планете, если она там, конечно, когда-либо существовала», — говорит Фейрен.