02.05.2023
Анна Новиковская
4 511

Астрономы обнаружили воду на планете, находящейся всего в 26 световых годах от Земли

5.7

Ученые нашли следы присутствия водяного пара в атмосфере далекой экзопланеты. Однако вряд ли это делает GJ 486 b пригодной для жизни.

экзопланета
GJ 486 b почти на треть больше Земли, а год на ее поверхности длится лишь полтора дня / © NASA, ESA, CSA, Joseph Olmsted / Автор: Екатерина Лебедева

Красные карлики — самые распространенные звезды во Вселенной, так что большинство существующих экзопланет должны сформироваться вокруг звезд такого класса. Из-за низкой температуры карликов их зона обитаемости располагается крайне близко к звезде, поэтому чтобы на поверхности планеты могла существовать жидкая вода, она должна обращаться «вплотную» к своему светилу.

Исследователи неоднократно показывали, что, несмотря на ранние представления о пригодности красных карликов для развития жизни, на самом деле эти звезды намного более непредсказуемы, чем наше Солнце. Их жесткое ультрафиолетовое и рентгеновское излучение способно легко разрушить атмосферу планеты. И долгое время астрономы задавались вопросом, может ли каменистая планета в принципе поддерживать или восстанавливать воздушную оболочку, обращаясь вокруг красного карлика.

Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи из NASA обратили внимание на экзопланету GJ 486 b, расположенную в 26 световых годах от Земли, в созвездии Девы. Эта планета находится слишком близко к своему красному карлику, из-за чего температура на ее поверхности достигает 430 градусов Цельсия. Однако с помощью спектрографа ближнего инфракрасного диапазона ученые смогли зафиксировать следы присутствия на ней водяного пара. Исследование принято к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters.

Если этот пар есть в атмосфере планеты, значит, у нее сохраняется воздушная оболочка, несмотря на испепеляющий жар и близость к звезде. Но исследователи предупреждают, что на самом деле источником воды на GJ 486 b может быть… сама звезда: как и на Солнце, на GJ 486 водяной пар может образовываться в холодных темных пятнах, и с учетом того, что этот красный карлик намного холоднее нашего светила, пара на его поверхности может формироваться больше.

Обнаружение водяного пара в атмосфере каменистой экзопланеты было бы астрономическим прорывом, однако ученые предостерегают от излишне смелых выводов. Если же водяной пар действительно присутствует в атмосфере GJ 486 b, это может указывать на вулканическую активность планеты, благодаря чему ее воздушная оболочка, разрушающаяся под воздействием звезды, постоянно пополняется. Ученые надеются, что с помощью новых инструментов они смогут подробнее изучить «поведение» планеты и распределение тепла по ее поверхности. Это позволит подтвердить или опровергнуть наличие у нее атмосферы.