15.09.2020
Мария Кривоченко
22 617

В атмосфере Венеры обнаружен фосфин. Он может указывать на наличие жизни

4.8

Присутствие газа еще не доказывает, что на планете есть жизнь. Но исследователи уже отмели некоторые возможные причины его появления и теперь надеются обнаружить в верхних слоях атмосферы Венеры бактерии, которые могли бы вырабатывать его.

Изображение Венеры со вставкой, показывающей молекулы фосфина, обнаруженные в верхних слоях облаков / ©ESO / M. Kornmesser / L. Calçada & NASA / JPL / Caltech

Ученые из Массачусетского технологического института в США и Кардиффского университета в Уэльсе исследовали атмосферу Венеры в 2017 и 2019 годах. Они обнаружили в верхних ее слоях (на высоте 53-61 километра от поверхности) химические признаки фосфина, а также его следы в диапазоне радиоволн с длиной волны от десяти до одного миллиметра. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Astronomy.

Анализ показал, что фосфин содержится в атмосфере в концентрации 20 молекул на миллиард. На выработку газа уходит большое количество энергии, и он легко разрушается солнечным светом и серной кислотой, которая содержится в атмосфере Венеры. Поэтому, если бы он случайно появился давно, его бы не смогли обнаружить.

Это позволило ученым предположить, что фосфин постоянно производит некий источник. «Пока мы не можем сказать, что это жизнь», — заметила астроном Джейн Гривз из Кардиффского университета. Она добавила, что если исследователи не найдут других объяснений этому наблюдению, то Венера может стать первой планетой, на которой обнаружат признаки внеземной жизни.

Исследовательская группа проверила все возможные пути появления фосфина, не связанные с жизнью: химические процессы в атмосфере, грунте и недрах Венеры, вулканическую и тектоническую активность, падение метеоритов, молнии и солнечный ветер. Затем ученые смоделировали, как фосфин, вырабатываемый этими явлениями, может накапливаться в верхних слоях атмосферы Венеры.

Во всех рассмотренных сценариях концентрация газа была гораздо меньше, чем та, которую сейчас наблюдают астрономы. Есть еще несколько версий, но они кажутся совсем фантастическими, добавила Гривз. «Одна из них — пластиковая, — рассказала она. — Но я думаю, что плавучая пластмассовая фабрика не самое правдоподобное объяснение».

Многие астрономы не рассматривают идею поиска жизни на Венере — всему виной высокая температура (от 460 градусов по Цельсию) и давление (в 92 раза выше земного), однако в верхних слоях атмосферы эти показатели примерно такие же, как на нашей планете, поэтому вероятность существования жизни там гораздо выше. Однако авторы исследования предположили, что на планете могут обитать анаэробные бактерии, и собираются продолжить исследования, чтобы найти другие признаки жизни. Им пришлось перенести наблюдения, запланированные на весну 2020 года из-за пандемии коронавируса, и теперь они ждут подходящего момента, чтобы возобновить их. Помимо этого, космические миссии к Венере смогли бы взять пробы облаков и предоставить больше данных.