Уникальный телескоп для наблюдений за Солнцем увидел «первый свет»

Уникальный телескоп для наблюдений за Солнцем увидел «первый свет»

4.4

Представлены первые снимки «солнечного» телескопа DKIST, способного видеть поверхность звезды в беспрецедентных деталях.

©NSO, NSF, AURA

Новый телескоп для наблюдений за Солнцем увидел «первый свет». Расположенный на Гавайях Солнечный телескоп Дэниел Иноуэ (Daniel K. Inouye Solar Telescope, DKIST) способен получать изображения поверхности звезды с беспрецедентным разрешением. И первые снимки, представленные в пресс-релизе американского Национального фонда науки (National Science Foundation, NSF), действительно впечатляют.

Новый четырехметровый телескоп стал крупнейшим на планете инструментом для исследований Солнца. Он расположился на острове Мауи, на склоне неактивного вулкана Халеакала, на высоте около 3000 метров. Инструмент получил имя в честь крупного американского политика, многолетнего сенатора от штата Гавайи Дэниела Кена Иноуэ (Daniel Ken Inouye).

DKIST позволяет различать объекты размерами менее 30 километров при максимальном увеличении, а также получать панорамные снимки поверхности, беря в объектив почти 40 тысяч километров. На первых обнародованных снимках DKIST прекрасно видны гранулы, огромные (по нашим земным меркам — около 1000 километров в поперечнике) образования в солнечной фотосфере. Такие гранулы можно представить как вершины конвективных колонн, которые тянутся из недр к поверхности Солнца. Раскаленная плазма поднимается в светлой центральной области такой колонны и, остыв, опускается вдоль ее более темных краев.

Беспрецедентное разрешение DKIST позволяет различить отдельные детали размерами до 30 километров / ©NSO, NSF, AURA

«Чтобы раскрыть главные тайны Солнца, нам необходимо не только ясно видеть эти структуры с расстояния в 150 миллионов километров, но и точно измерять силу и направления магнитных полей у поверхности, а также прослеживать их продолжения в раскаленной короне, внешней части солнечной атмосферы», — говорит директор DKIST Томас Риммель (Thomas Rimmele).

Ускоренная запись показывает 10 минут турбулентных движений на Солнце / ©NSO, NSF, AURA

Понимание этих процессов позволит нам лучше ориентироваться в «космической погоде» в окрестностях Солнца, которую определяет именно активность звезды. От нее зависит работоспособность спутников, она может решить судьбу дальних космических зондов — а иногда ощущается и на Земле. Потоки солнечных частиц, достигающие околоземной орбиты, а порой и проникающие в атмосферу, могут нарушать работу систем связи и навигации, вызывать полярные сияния и «геомагнитные бури».

Сегодня гелиофизики могут предсказывать такие «погодные аномалии» лишь менее чем за час до начала, однако надеются увеличить этот срок хотя бы до пары суток, что позволит лучше приготовиться к прибытию потенциально опасных потоков солнечных частиц.

Благодаря применению нового сверхпрочного сплава для лопаток двигателей ПД-14 удастся существенно повысить ресурс силовой установки и безопасность полетов МС-21.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о том, как появились первые континенты. Самая популярная точка зрения гласит, что это произошло благодаря движению тектонических плит. Новое исследование может ее опровергнуть.