03.12.2022
Анна Новиковская
8 349

Следы жизни на Венере оказались земного происхождения

5.5

Человечество неустанно в своих поисках следов внеземной жизни, но чаще всего принимает желаемое за действительное, например произведенный живыми организмами газ в атмосфере Земли за свидетельство присутствия жизни на Венере.

Увы, но сколь-нибудь надежных доказательств существования венерианской жизни не найдено / ©wikipedia.org / Автор: Regulus Tremerus

Мы постоянно ищем доказательства того, что не одиноки во Вселенной, и в первую очередь исследуем ближайшие к нам планеты и их спутники. До сих пор астрономы разыскивают следы жизни, современной или давно вымершей, на Марсе, рассматривают возможность ее существования на Европе, не исключают заселенности Энцелада.

Не обошли эти поиски стороной и Венеру: хотя мир, где над раскаленной землей плывут кислотные облака, выглядит далеким от описания «пригодный для жизни», в 2020 году астрономы сообщили о присутствии в атмосфере Венеры фосфина, который на Земле производится анаэробными экосистемами. Его концентрация оказалась невелика, но находка подстегнула концепции «атмосферной жизни», которая парит над разогретой до 470 градусов поверхностью планеты.

Однако прежде чем говорить о возможности жизни, стоит перепроверить научные данные — и международная группа исследователей из США и Германии воспользовалась для этого уникальной наблюдательной платформой: стратосферной обсерваторией ИК-астрономии (SOFIA).

Эта обсерватория, как следует из названия, находится в стратосфере, на высоте 12-14 километров над землей. Благодаря этому SOFIA расположена выше большей части земной атмосферы, что значительно уменьшает вероятность получения фосфинового сигнала из земных источников. С помощью прибора GREAT с высоким спектральным разрешением ученые в течение трех наблюдательных полетов собирали спектроскопические данные в дальнем инфракрасном диапазоне на высоте 75-110 километров над поверхностью Венеры.

Результаты оказались однозначные: никаких следов фосфина в атмосфере Венеры обнаружено не было, так что, даже если он и присутствует на этой планете, его концентрация в лучшем случае составляет 0,8 доли на миллиард. Вероятно, результаты предыдущих исследований исказил фосфин земного происхождения, который в незначительном количестве присутствует в атмосфере нашей планеты.

Пока единственная надежда все же обнаружить на Венере следы жизни — получить результаты исследования атмосферы планеты зондом DAVINCI+, который NASA собирается запустить в конце текущего десятилетия. А до тех пор надеющимся встретить внеземные формы жизни остается только ждать.

Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.