04.06.2020
8 544

По соседству с нашей Галактикой вспыхнул ультраяркий рентгеновский источник

4.3

Вспышка между двумя соседними галактиками выдала присутствие ультраяркого рентгеновского источника, одного из самых близких к нам.

©NASA, JPL-Caltech

По соседству с Млечным Путем находится пара карликовых галактик — Большое и Малое Магеллановы Облака, которые соединяет поток газа — Магелланов Мост. В 1993 году в нем вспыхнул и быстро погас яркий рентгеновский источник RX J0209.6-7427. Исходя из полученных тогда данных было предположено, что RX J0209.6-7427 представляет собой двойную систему, содержащую нейтронную звезду, а также звезду редкого Ве-класса, очень горячую и быстро вращающуюся. Однако уточнить природу источника не удалось: с тех пор он никак себя не проявлял.

Следующая вспышка случилась лишь в ноябре 2019 года, и в числе ее наблюдателей был первый индийский космический телескоп AstroSat, запущенный несколькими годами ранее. Мощный инструмент способен работать в широком диапазоне волн, включая мягкие и жесткие рентгеновские лучи. AstroSat зарегистрировал вспышки в диапазоне энергий от 0,3 до 80 Кэ*В с периодичностью около 9,3 с. Об этом Амар Део Чандра (Amar Deo Chandra) и его коллеги рассказывают в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Спектральные характеристики RX J0209.6-7427 позволяют отнести его к ультраярким рентгеновским источникам. Подобные объекты выглядят точечными, но во время вспышек излучают с яркостью, сравнимой со свечением целых галактик. Природа этих источников остается в точности неизвестной, хотя предполагается, что так могут себя проявлять средних размеров черные дыры или нейтронные звезды, активно поглощающие соседей и окруженные плотным, быстровращающимся аккреционным диском.

Авторы отмечают, что активность RX J0209.6-7427 растет. Это может свидетельствовать о том, что его нейтронная звезда получает дополнительные количества вещества и ускоряет свое вращение. «Это всего лишь восьмой из известных ультраярких рентгеновских источников», — подчеркивает Амар Део Чандра.