В атмосфере гигантской экзопланеты нашли воду — Naked Science

В атмосфере гигантской экзопланеты нашли воду

С помощью телескопа «Хаббл» ученым удалось выяснить состав атмосферы экзопланеты WASP-39b, одного из самых горячих из известных газовых гигантов. Оказалось, что воды в ее атмосфере больше, чем в атмосфере некоторых планет-гигантов Солнечной системы.

Международная группа астрономов воспользовалась машинным временем телескопа «Хаббл» для того, чтобы понаблюдать за звездой WASP-39, вокруг которой вращается экзопланета WASP-39b. Совместив новые и старые данные наблюдений, ученые получили представление об атмосфере экопланеты и предположили, что процесс ее формирования существенно отличался от того, как сформировались планеты-гиганты Солнечной системы.

Звезда WASP-39 находится на расстоянии 700 световых лет от нас и очень похожа на Солнце и размерами, и массой. А вот ее планета — WASP-39b — очень отличается от планет нашей системы: массой она не дотягивает до Сатурна, зато размерами превосходит даже Юпитер. Ее размер ученые оценили исходя из колебаний светимости звезды во время прохождения планеты по ее диску, а массу — по гравитационному воздействию планеты на наблюдаемое с Земли движение звезды. Теперь мы знаем еще и о том, как выглядит WASP-39b и из чего состоит ее атмосфера.

Во‑первых, у нее нет системы колец. Во‑вторых, в отличие от Сатурна, в верхних слоях атмосферы экзопланеты не плавают аммиачные облака, затрудняющие обзор более близких к поверхности слоев. Именно благодаря всегда ясному небу WASP-39b «Хабблу» удалось заглянуть в глубокие слои ее атмосферы. По тому, как свет звезды меняется, проходя через атмосферу планеты, ученые установили, что в ней присутствует водяной пар — и довольно много: втрое больше, чем в атмосфере Сатурна. Вероятно, водяной пар на WASP-39b — результат падения на планету множества ледяных малых небесных тел. Однако такая бомбардировка свидетельствует о том, что во время формирования планета находилась от своей звезды гораздо дальше, чем сейчас. Почему она начала движение к звезде, неизвестно; по всей видимости, формировалась она не так, как планеты-гиганты нашей системы, которые находятся на относительно постоянных и даже медленно расширяющихся орбитах.

По всей видимости, WASP-39b — планета-путешественник, и путь ее лежит в ближайшие окрестности звезды. Сейчас она в восемь раз ближе к ней, чем Меркурий к Солнцу, и день на ней длится всего четверо суток. К тому же планета всегда развернута к звезде одной стороной. Температура на поверхности солнечной стороны оценивается в 750 °C, впрочем, перепад температур должен создавать сильные ветры, которые перемешивают атмосферу и делают темную сторону почти такой же горячей, считают ученые.

Исследование готовится к публикации, ознакомиться с текстом можно тут.

Ранее мы писали об экзопланете, где дуют рекордно сильные ветра.