20 января
Александра Медведева
21 866

Обнаружена черная дыра, создающая звезды

4.1

Снимки телескопа Hubble показали, что черная дыра в центре карликовой галактики Henize 2-10 создает звезды вместо того, чтобы их разрушать. Открытие может стать ключом к пониманию происхождения сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной.

Центральная область галактики Henize 2-10
Центральная область галактики Henize 2-10/ © NASA, ESA, Zachary Schutte, Amy Reines

Черные дыры представляются нам разрушительными объектами, поглощающими все, что попадет в сферу их влияния, в том числе свет. Однако новые данные, полученные с помощью космического телескопа Hubble, показали, что это не всегда так. Телескоп сделал снимки черной дыры в центре карликовой галактики Henize 2-10, которая создает звезды вместо того, чтобы их поглощать. Статья об открытии опубликована в журнале Nature.

Галактика Henize 2-10 находится на расстоянии 30 миллионов световых лет от Земли и содержит в десять раз меньше звезд, чем Млечный Путь. Ранее она уже привлекала внимание астрономов, вызвав споры о том, содержат ли все карликовые галактики в своем центре небольшие черные дыры — подобно тому, как крупные галактики вращаются вокруг сверхмассивных черных дыр. Некоторые ученые предполагали, что в центре Henize 2-10 действительно находится черная дыра. Другие считали, что там расположен остаток сверхновой. Новые снимки, сделанные Hubble, подтвердили первую гипотезу.

Удивительным стало то, что газ, формирующий структуру, похожую на штопор, течет от черной дыры к соседней области звездообразования, расположенной в 230 световых годах. Скорость этого потока составляет 1,6 миллиона километров в час — совсем немного для вещества, поступающего из окрестностей черной дыры. Вероятно, поток вещества встретил плотное газовое облако и растекся по нему, стимулируя звездообразование. Теперь скопления молодых звезд располагаются перпендикулярно потоку, отмечая его распространение.

Этот эффект противоположен тому, что наблюдается в более крупных галактиках, где вещество, падающее в черную дыру, уносится ее магнитными полями, образуя сверхгорячие струи плазмы, движущиеся со скоростью, близкой к скорости света. Газовые облака на их пути нагреваются до таких температур, что звездообразование становится невозможным.

Черные дыры карликовых галактик могут стать ключом к разгадке появления сверхмассивных черных дыр в ранней Вселенной. Одна из гипотез заключается в том, что все черные дыры образовались в результате гравитационного коллапса звезд, а те из них, что собрали достаточно материала, стали сверхмассивными.

Другая предполагает наличие в молодой Вселенной особых условий, которые способствовали появлению этих объектов. Кроме того, сверхмассивные черные дыры могли образоваться в результате коллапса плотного звездного скопления, общей массы которого было достаточно для их появления.

Карликовые галактики, такие как Henize 2-10, сохраняли размеры на протяжении всей своей истории, не увеличиваясь и не сливаясь с другими галактиками, поэтому могут отражать судьбу черных дыр ранней Вселенной, когда они только начали формироваться и расти.