Новые снимки раскрыли загадку «геля» на обратной стороне Луны — Naked Science
Васильев1 Сергей

Новые снимки раскрыли загадку «геля» на обратной стороне Луны

В Сети появились новые фотографии обнаруженной китайским луноходом «гелеподобной субстанции», которая оказалась вовсе не гелем.

Луноход Yutu-2, снятый спускаемым зондом Chang'e 4
Луноход Yutu-2, снятый спускаемым зондом Chang’e 4 / ©CNSA, CLEP

В январе 2019 года китайский зонд Chang’e 4 совершил первую в истории мягкую посадку на обратной стороне Луны и с борта спускаемого модуля на поверхность выбрался луноход Yutu-2. А в августе китайское англоязычное издание Our Space через свои страницы в соцсети Weibo обнародовало необычные снимки, полученные главной камерой лунохода. На дне небольшого кратера аппарат сфотографировал участок, покрытый необычной, отличающейся от окружающего реголита субстанцией, которую в Our Space описали как «гелеподобную».

Находка тут же стала «горячей» темой мировых СМИ и возбудила активные обсуждения у публики. Аппарат исследовал «гель» разными инструментами и с большой осторожностью, стараясь не застрять на склоне кратера. На днях корреспонденты Our Space опубликовали новые изображения субстанции, которая для специалистов оказалась не такой уж таинственной.

Блестящий материал на дне небольшого кратера / ©CNSA, CLEP

Space.Com ссылается на мнение исследователя Луны Клайва Нила (Clive Neal) из американского Университета Нотр-Дам. По его словам, новые кадры лишь подтверждают уже высказанные предположения о том, что загадочный «гель» представляет собой не что иное, как стекловидные импактиты — минералы, спекшиеся в результате удара упавшего на поверхность Луны метеорита. По-видимости, он и образовал кратер.

Еще в 1972 году участвовавший в полете миссии Apollo 17 астронавт и геолог Харрисон Шмитт доставил на Землю образец, содержащий такое «ударное стекло» (образец 70019). Темный, оплавленный, блестящий материал действительно легко принять за что-то текучее. Это показал и исследователь из Центра космических полетов имени Годдарда NASA Ден Мориарти (Dan Moriarty), который обработал и изучил попавшие в Сеть снимки лунохода Yutu-2.

Изображение после обесцвечивания и усиления контраста / ©CNSA, CLEP, NASA, GSFC, Dan Moriarty

«Форма этих образцов идентична окружающим фрагментам, что указывает на их общее происхождение. Они были разломаны и оплавлены ударами о лунную поверхность, — говорит Мориарти. — Но мы определенно имеем дело с камнем».

Китай запустил ракету-носитель «Чанчжэн-5»: она должна доставить к естественному спутнику Земли орбитальный аппарат и спускаемый модуль в рамках миссии «Чанъэ-5». Модуль произведет забор образцов и доставит их на Землю.