Какие профессии востребованы сегодня?
10 июня
Дарья Губина
19 031

NASA присоединилось к изучению неопознанных воздушных феноменов

5.2

«У нас есть инструменты и специалисты, которые помогут разобраться в неопознанном», — прокомментировал новую инициативу глава научной миссии.

Неопознанный воздушный феномен. Кадр из видео, опубликованного ВМС США
Неопознанный воздушный феномен. Кадр из видео, опубликованного ВМС США / ©DoD/US Navy

NASA объявило о намерении начать изучение неопознанных воздушных феноменов (НВФ), как теперь принято называть НЛО. С одной стороны, новый термин должен помочь избавиться от предрассудков, связанных с «зелеными человечками». С другой — такое название действительно точнее описывает наблюдаемые феномены.

В планах агентства — собрать и идентифицировать доступные данные, разработать методы дальнейшей работы с такими случаями и использовать новые знания на благо безопасности воздушных судов и самих Соединенных Штатов.

«Зарегистрированных наблюдений НВФ очень немного, поэтому нашей первой задачей будет собрать максимально полные и точные данные [об этих наблюдениях], — объясняет Дэвид Спергел (David Spergel), руководитель новой независимой исследовательской команды, в прошлом глава астрофизического департамента Принстонского университета. — Мы изучим существующие данные — от граждан, государства, некоммерческих организаций и компаний, — определим, какие еще данные должны попробовать собрать и как лучше всего их проанализировать».

Исследование должно продлиться девять месяцев. В рамках работы будет создан совет экспертов из сфер науки, аэронавтики и анализа данных. Отчет о результатах работы выложат в открытый доступ.

Агентство не входит в Комитет по неопознанным воздушным феноменам Министерства обороны США, но NASA активно взаимодействует с американскими государственными структурами по вопросу НВФ. И нельзя не заметить, что новость о начале нового проекта появилась всего через три недели после первого с 1969 года публичного обсуждения этих объектов в конгрессе, которое прошло 17 мая.

Видео с НЛО
Видео, сделанные американскими пилотами, ранее активно циркулировали в СМИ и спровоцировали немалый ажиотаж / © U.S. Department of Defense

На слушании два представителя Пентагона рассказали об их программе по сбору данных и анализу необъяснимых феноменов, описанных пилотами и другими военными. Скотт Брай (Scott Bray), заместитель директора разведки ВМС США, признал, что в их базе фотографий и видео уже более 400 таких отчетов за 2004-2021 годы. Некоторые из феноменов удалось объяснить помехами датчиков, полетами метеозондов и других обыденных предметов, но не все.

В отчете прошлого года говорилось лишь о 144 случаях наблюдения НВФ, из которых 18 объектов — вроде бы физических — демонстрировали необычное поведение в воздухе: «оставались неподвижными при ветре, двигались против ветра, резко маневрировали или двигались с огромной скоростью без признаков работы двигателя». В том же отчете отрицалась какая-либо связь этих феноменов с секретными военными тестами США.

Представители NASA не раз подчеркивали, что не видят никаких свидетельств внеземного происхождения этих неопознаных воздушных феноменов. Теперь они вплотную займутся сбором и анализом таких данных. И, возможно, организацией дальнейших наблюдений, как советуют некоторые ученые.

Астробиолог Якоб Хакк-Мисра (Jacob Haqq Misra) из Института космоса Блю-Марбл в Сиэтле считает хранение данных у государства главным препятствием к полноценному изучению НВФ: «В действительности, если вы хотите разобраться в конкретном наборе данных, вы должны что-то знать об инструменте, который их собрал. Военные инструменты засекречены ради нашей безопасности. Так что я не думаю, что нам удастся получить от государства информацию, необходимую для получения научного ответа на задаваемые вопросы».

Скотт Брай, заместитель директора разведки ВМС США, объясняет видео с неопознанным воздушным феноменом на слушаниях в Конгрессе США 17 мая / © Kevin Dietsch/Getty Images

Поэтому, по мнению Хакк-Мисры, необходимо организовать сеть датчиков по всему миру — как наземных, так и спутниковых. «Недостаточно просто увидеть. Нужно измерить [феномен] с помощью набора датчиков на разных длинах волн», — сказал ученый.

Его поддержала астробиолог Рави Кумар Коппарапу (Ravi Kumar Kopparapu) из Центра космических полетов имени Годдарда NASA: «Некоторые из [феноменов] — временные события. Чтобы собрать больше данных и найти закономерности, нам нужны, к примеру, высокоскоростные камеры, а также оптические, инфракрасные и радарные данные. И необходимо обмениваться этими данными между учеными, чтобы независимые группы могли прийти к консенсусу. Именно так развивается наука».

NASA, очевидно, поддерживает такой подход. «NASA верит, что методы научного познания сильны и применимы в этом вопросе, — прокомментировал новый проект Томас Зурбухен (Thomas Zurbuchen), глава научной миссии NASA. — У нас есть доступ к широкому спектру наблюдений Земли из космоса, а это основа научного исследования. У нас есть инструменты и специалисты, которые помогут разобраться в неопознанном. Это самая суть науки. Это то, чем мы занимаемся».