Межзвездный астероид может быть обломком планеты — Naked Science

Межзвездный астероид может быть обломком планеты

5.4

Американские астрономы выдвинули новую гипотезу происхождения межзвездного объекта 1I/Оумуамуа — из азотного льда, который был выбит с поверхности далекой планеты и сильно эродировал за время путешествия до Солнца.

©William Hartmann

В 2017-м в Солнечной системе был замечен необычный гость — небольшой, сильно вытянутый объект, который двигается под большим углом к ее плоскости. Судя по траектории, скорости, неправильной форме и некоторым другим особенностям, это может быть комета или астероид, прилетевший из другой звездной системы. При этом движется он на столь большой скорости и набирает ее так заметно, что некоторые астрономы не оставляют мысли: объект 1I/Оумуамуа — самый настоящий космический зонд инопланетной цивилизации.

Однако в паре новых статей (1, 2), опубликованных в журнале Американского геофизического общества JGR Planets, обосновывается еще одна версия о природе межзвездного тела. «Мы можем обоснованно определить его как фрагмент “экзоплутона”, похожей на Плутон планеты из другой системы», — говорят их авторы, Алан Джексон (Alan Jackson) и Стивен Деч (Steven Desch) из Университета штата Аризона.

Новая версия происхождения 1I/Оумуамуа: образование из «экзоплутона»; сильная эрозия во время перелета к Солнечной системе; максимальное сближение с Солнцем 9 сентября 2017 года и, наконец, открытие в октябре того же года / ©S. Selkirk, ASU

Согласно новой гипотезе, Оумуамуа появился около 400 миллионов лет назад в результате удара космического тела в поверхность его материнской планеты. Его большую скорость, которая при сближении с Солнцем еще более увеличилась, авторы объясняют сублимацией льда с поверхности. Планеты, подобные Плутону, богаты замерзшим азотом — возможно, именно он, испаряясь, обеспечил Оумуамуа дополнительное ускорение.

По расчетам ученых, с момента вхождения объекта в Солнечную систему в 1995 году он потерял уже до 95 процентов своей массы, «высохнув» до неправильной формы и набрав исключительную скорость более 300 тысяч километров в час. Поэтому в 2017-м Оумуамуа пронесся так быстро, предоставив астрономам для наблюдений буквально несколько недель, прежде чем скрылся из виду телескопов. В результате рассмотреть его как следует не получилось, и специалистам остается лишь рассуждать о природе этого необычного небесного тела.

По словам руководителя российского космического ведомства Дмитрия Рогозина, первый модуль для перспективой орбитальной станции будет готов к запуску в 2025 году.