28.08.2020
3 326

Изотопный состав метеоритов указал на происхождение запасов воды на Земле

5.3

Большая часть воды на Земле растворена глубоко в мантии, причем ее состав оказался близок к воде, присутствующей в древних метеоритах, — возможно, и там и там она имеет общее происхождение.

©Laurette Piani, Muséum national d’Histoire naturelle

Как и прочие планеты Солнечной системы, Земля образовалась из газопылевого облака, окружавшего молодую звезду. Однако происходило это слишком близко к Солнцу — там, где просто не могло сохраниться столько воды, сколько получила в итоге наша планета. Поэтому принято считать, что большая ее часть была занесена к нам позднее, около четырех миллиардов лет назад — в период Поздней тяжелой бомбардировки, когда Земля и соседние планеты пережили массированную «атаку» ледяными телами из внешних областей Солнечной системы.

Впрочем, существуют и другие гипотезы происхождения запасов воды на Земле. Так, судя по результатам новой работы ученых из французского Университета Лотарингии, «строительные детали», из которых складывалась Земля, все-таки могли содержать достаточные количества влаги, и большая часть воды, которая сохраняется глубоко в недрах планеты, имеет «местное» происхождение. Об этом Лоретта Пьяни (Laurette Piani) и ее коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

В самом деле, главные запасы воды на Земле содержатся не в океанах, а гораздо глубже: они растворены в мантии. Состав этой воды ученые сравнили с составом энстатитовых хондритов — относительно редкой группой железных метеоритов, которые считаются образцами того древнего вещества, из которого образовались планеты внутренней Солнечной системы.

В Е-хондритах также обнаруживаются некоторые количества воды, причем содержание изотопов водорода в ней совпало с этим показателем у воды в земной мантии. Это служит серьезным доводом в пользу их общего происхождения. Теоретически вода могла образоваться из водорода, имевшегося в веществе, из которого сформировались и Земля, и соседние планеты, и Е-хондриты. Судя по данным изучения 13 метеоритов, которое провели Лоретта Пьяни и ее соавторы, водорода в нем было достаточно.