Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
17 октября
3 062

Обнаружена черная дыра, «атакующая» соседнюю галактику релятивистским джетом

4.8

Черная дыра из центра далекой галактики выбрасывает длинную струю плазмы, ускоренной почти до скорости света. Этот поток вытянулся практически на полмиллиона световых лет и достигает соседней галактики. До сих пор астрономы не наблюдали ничего подобного.

Тандем галактик RAD12 и RAD12-B, а также плазма между ними
Тандем галактик RAD12 и RAD12-B, а также плазма между ними / ©Ananda Hota, GMRT, CFHT, MeerKAT

Пара галактик RAD12 и RAD12-B расположены примерно в миллиарде световых лет и находятся в процессе слияния друг с другом. Расположенная в активном центре RAD12 сверхмассивная черная дыра выбрасывает узкий поток плазмы, разогнанной до околосветовых скоростей. Сила этого джета так велика, что он вырывается за пределы материнской галактики и достигает соседней RAD12-B. Об этом рассказывается в новой статье индийских астрофизиков, опубликованной в журнале MNRAS Letters.

Взаимодействия магнитных полей черной дыры с окружающей материей вызывает появление релятивистских джетов — узких струй плазмы, летящей на скоростях, сравнимых со скоростью света. Как правило, джеты возникают парами, «выстреливая» с полюсов магнитного поля в противоположных направлениях. Они уносят газ и пыль прочь из материнской галактики, что может приводить к прекращению процесса звездообразования в ней.

Однако в эллиптической галактике RAD12 удается рассмотреть лишь один джет, хотя причина этого неизвестна. Впервые столь странную особенность заметили еще в 2013 году, в данных, которые были собраны в оптическом диапазоне во время обзора SDSS, а также в радиоволнах — обзором VLA FIRST. Эти наблюдения удалось подтвердить с помощью новых наблюдений, проведенных индийским радиотелескопом GMRT. В обработке данных участвовали и простые энтузиасты астрономии, которые присоединились к проекту «гражданской науки» [email protected]

Работа показала, что черная дыра в центре RAD12 выбрасывает одну-единственную релятивистскую струю плазмы. Кроме того, удалось показать, что джет продолжается далеко за пределы видимой части материнской галактики, достигая около 440 тысяч световых лет в длину — вплоть до соседней близкой галактики RAD12-B. Авторы работы подчеркивают, что ничего подобного прежде наблюдать не удавалось.