Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
05.08.2021
3 444

Астрономы выяснили сроки существования магнитного поля Луны

5.9

Ученые показали, что лунная магнитосфера просуществовала лишь около 500 миллионов лет, а более поздние магнитные породы, которые обнаруживают на спутнике, появились без ее участия в плазме метеоритных ударов.

Магнитосферы молодых Земли и Луны: взгляд художника
Магнитосферы молодых Земли и Луны: взгляд художника / ©E. Masongsong, UCLA EPSS, NASA GSFC SVS

Луна образовалась около 4,5 миллиарда лет назад, из вещества, выброшенного на орбиту после столкновения Земли с массивным небесным телом. Поначалу спутник был расплавленным и обладал собственным магнитным полем, следы которого сегодня можно найти в местных минералах. Его магнитосфера была намного слабее земной и рассеялась, когда железосодержащие породы в недрах Луны остыли. Этот процесс происходил быстрее, чем считалось до сих пор, так что магнитное поле исчезло не позднее четырех миллиардов лет назад. К таким выводам пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале Science Advances.

В самом деле, магнитосфера Луны не могла продержаться долго. Железосодержащее ядро спутника совсем невелико и остывало быстро, теряя способность генерировать магнитное поле с помощью механизма динамо. Однако до сих пор сроки его существования оставались неясными. Поэтому авторы новой работы проанализировали образцы лунных минералов, датированных разным временем.

В породах возрастом от 3,2 до 3,9 миллиарда лет следов магнетизма уже не обнаружилось. Неожиданный магнетизм продемонстрировал образец вулканического стекла, сформировавшегося в результате падения метеорита всего около двух миллионов лет назад. Однако Джон Тардуно (John Tarduno) и его коллеги из Рочестерского университета показали, что вещество могло получить магнитные свойства за счет временных полей, ненадолго возникающих в плазме столкновения.

По словам ученых, появление таких крайне молодых намагниченных образцов может давать неправильное определение возраста магнитосферы. Однако сами по себе они не могут свидетельствовать о ее существовании в столь недалеком прошлом Луны. В результате Тардуно и его соавторы заключили, что реальная история магнитного поля у нашего спутника продолжалась лишь несколько сотен миллионов лет, и около четырех миллиардов лет назад оно уже исчезло.