17.12.2021
8 298

Населению Рапа-Нуи не хватило пыли

3.9

Новая гипотеза утверждает, что упадок полинезийской колонии на острове Пасхи был предопределен географией.

Виноваты ли моаи в упадке рапануйского общества? / ©wikipedia.org

Мы не знаем точно, когда полинезийцы впервые достигли берегов острова, на который в пасхальное воскресенье 1722 года прибыла экспедиция голландской Вест-Индийской компании под командованием Якоба Роггевена. Общепринятая на сегодня гипотеза предполагает, что Рапа-Нуи заселили примерно в 900 году, но существуют версии о более ранней колонизации — примерно в 300-400 годах. И это не единственный спор, касающийся острова Пасхи: проще сказать, какие вопросы по нему считают окончательно решенными.

Много лет историки и археологи спорят, что привело к упадку полинезийского общества на Рапа-Нуи. Существует несколько основных гипотез. Согласно первой, рапануйцы сами виноваты: вырубили все деревья на острове, возможно — для создания своих моаи. То есть они самостоятельно истощили ресурсы и привели остров к экологическому коллапсу.

Вторая гипотеза утверждает, что виноваты европейцы, принесшие на остров Пасхи болезни и конфликты. В прошлом году вышла работа, в которой крайним, как это модно в последнее время, назначили изменение климата. Как бы то ни было, ясно одно: полинезийцы на Рапа-Нуи так и не достигли уровня сельскохозяйственной производительности, который наблюдался на архипелаге, заселенном примерно в то же время, — Гавайях.

Весна на острове Пасхи / ©wikipedia.org

Группа ученых по руководством Оливера Чедвика (Oliver Chadwick), почвоведа из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), подошла к вопросу с другой стороны. Результаты своих исследований они представили на традиционной встрече Американского геофизического союза (AGU).

Они предполагают, что главная проблема Рапа-Нуи — не люди и их деятельность (что полинезийцев, что европейцев), не изменение климата, а небольшие размеры и изолированность острова. По мнению группы Чедвика, к моменту прибытия полинезийцев почвы Рапа-Нуи, вероятно, уже были менее плодородными, чем на Гавайях. Рапа-Нуи, как и Гавайские острова, имеет вулканическое происхождение. При этом его почвы гораздо беднее гавайских.

Как утверждают американские исследователи, новый анализ образцов показал, что на Рапа-Нуи также отсутствуют следы некоторых редкоземельных минералов, которые в природе не встречаются в вулканических породах. Но образцы с Гавайских островов содержат эти минералы. По мнению ученых, они попали на Гавайи благодаря континентальной пыли, приносимой из Азии. А Рапа-Нуи находится слишком далеко в океане (более чем 3500 километров до материковой части Южной Америки). И азиатская пыль, которую авторы работы считают важным удобрением почв на вулканических островах, туда просто не долетает.

Исследователи установили, что к тому времени, когда люди прибыли на Рапа-Нуи, проливные дожди уже вымыли из почвы многие питательные вещества, а поступления новых не было. При этом известно, что деревья на острове первоначально росли. Возможно, полинезийцы недооценили обедненность почв и слегка переусердствовали с хозяйственной деятельностью и вырубкой лесов, а спохватились поздно. О том, что они все же «спохватились», говорит еще один момент из работы группы Чедвика.

Полинезийцы, заселившие Гавайи не менее 1000 лет назад, нашли богатые почвы вблизи действующих вулканов, где они могли легко выращивать такие культуры, как таро и батат. Гавайское общество процветало. Однако, когда полинезийцы примерно в то же время добрались до Рапа-Нуи, все пошло по-другому. Почвы на острове были бедными, и в какой-то момент жители это поняли: они начали разбивать сады камней — участки земли с грудами вулканической породы. Пористые камни, добытые из давно потухших вулканов на острове, помогали почве удерживать влагу.

Сельскохозяйственная стратегия рапануйцев: поле, засыпанное камнями / ©Thegn Ladefoged

Но Чедвик предполагает, что камни помещали на поля не только для этого. Ученые обнаружили некоторые интересные изотопы, присутствующие в каменных садах, но не в окружающей почве. Эти изотопы фосфора (важного питательного вещества для почвы) были химически схожи с теми, которые нашли на древних сельскохозяйственных участках на Гавайях. Возможно, жители Рапа-Нуи разбивали вулканические камни и переносили их в эти сады, чтобы они служили своего рода удобрением. Такая гипотеза подтверждает мысль о том, что люди на Рапа-Нуи обнаружили способ на время извлечь максимум пользы из окружающей среды, которая у них была.

Следует отметить, что ряд других полинезийских островов, например Туамоту, так же удалены от континентов на тысячи километров, как остров Пасхи. Многие из них — коралловые атоллы, то есть по питательным веществам они еще беднее, чем остров вулканического происхождения. Несмотря на это, в норме заселенные полинезийцами острова сохраняют как древесную растительность, так и достаточно высокую урожайность батата. По всей видимости, полноценное объяснение кризиса рапануйского общества может быть несколько сложнее описанного выше