Гены неандертальцев защищают от тяжелой формы Covid-19 — Naked Science
17 февраля

Гены неандертальцев защищают от тяжелой формы Covid-19

5.5

Осенью прошлого года немецкие и шведские ученые выяснили, что неандертальские гены оказались ответственны за уязвимость к Covid-19. Новые исследования тех же специалистов показывают, что «наследие» неандертальцев не только провоцирует более серьезную форму заболевания, но и одновременно защищает от коронавируса при помощи другого генетического варианта.

Гены неандертальцев защищают от тяжелой формы Covid-19 / ©Getty images

Работа опубликована в журнале PNAS. Почти все люди, за исключением коренных африканцев, в той или иной степени считаются носителями неандертальских генов. На сегодня известно, что одни люди больше подвержены тяжелой форме Covid-19 (включая смерть и дыхательную недостаточность), другие — менее.

И дело не только в факторах рисках, таких как диабет или пожилой возраст, немалую роль играют гены, которые достались нам от вымершего ныне параллельного человечества — неандертальцев. Такой участок их генома, как показали прошлые исследования, наиболее распространен в Бангладеш и нередко встречается в Южной Азии.

Новая работа тех же исследователей из Института эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Каролинского института (Швеция) показала, что одна из областей в 12-й хромосоме, доставшаяся нам от неандертальцев, примерно на 22 процента снижает риск необходимости интенсивной терапии при Covid-19. Область генома, в которой встречается этот галлотип, кодирует белки, важные при заражении РНК-вирусами. Интересно, что вариант встречается примерно у половины людей за пределами Африки.

Поразительно, но два неандертальских гена действуют в противоположных направлениях. В связи с таким большим распространением этого участка хромосомы ученые предполагают, что с точки зрения эволюции он был благоприятен в прошлом и, вероятно, стал появляться среди человеческой популяции на западе Евразийского континента все чаще в период между 20 и 10 тысячами лет назад.