Археологи обнаружили древнейшее человеческое захоронение в Африке — Naked Science

Археологи обнаружили древнейшее человеческое захоронение в Африке

6.9

Благодаря детским костям, покоившимся на протяжении более чем 78 тысяч лет в одной из пещер Кении, ученым удалось наконец узнать, как обращались с телами умерших в Африке.

© Jorge González/Elena Santos

В кенийской пещере Панга-я-Саиди археологи обнаружили захоронение возрастом 78,3 тысячи лет, времен среднего каменного века. По словам ученых, эту погребальную яму со скелетными останками можно назвать самой старой на Африканском континенте из найденных до сих пор.

Как рассказывается в исследовании, опубликованном сегодня в журнале Nature, первые фрагменты костей идентифицировали еще в 2013 году, но лишь спустя четыре года под «полом» Панга-я-Саиди, на глубине нескольких метров, вскрыли округлую полость. В ней и покоились рыхлые отложения и плохо сохранившиеся человеческие кости. Останки решили законсервировать и перевезли сначала в Найроби, а затем в испанский город Бургос.

Там сотрудники Национального центра исследований эволюции человека (CENIEH) отреставрировали кости, провели археометрию, цифровую картографию, трехмерный анализ, компьютерную микроскопию и микротомографию. «Поначалу мы не понимали, что нашли. Кости оказались слишком хрупкими для изучения на месте, — рассказал Эммануэль Ндима из Национальных музеев Кении, участвовавший в исследовании. — Мы были взволнованы находкой и лишь спустя время осознали ее значение».

Пещера Панга-я-Саиди / © Jorge González/Elena Santos

После анализа останков выяснилось, что они принадлежат ребенку Homo sapiens мужского пола. На момент смерти ему было не более трех лет. Челюстные суставы малыша были нетронутыми, но некоторые зубы еще не сформировались. «Сочленение позвоночника и ребер сохранились, как и кривизна грудной клетки», — добавила руководитель исследования палеоантрополог Мария Мартинон-Торрес.

Цифровая реконструкция останков ребенка, найденных в Панга-я-Саиди / © Jorge González/Elena Santos

Тело мальчика пролежало тысячи лет в согнутом положении: на правом боку, а колени были прижаты к груди. Как показал микроскопический анализ костей и окружающей почвы, труп ребенка положили в землю и сразу же закопали. «Наводит на мысль, что это было преднамеренное захоронение: разложение тела происходило в той же полости, в которой мы нашли кости, — рассказала Мартинон-Торрес. — Положение головы предполагает использование истлевшей опоры или подушки, что говорит о существовании какого-то погребального обряда». Вероятно, ребенка укутали в саван или плащаницу: точно судить уже нельзя, поскольку фрагменты ткани невозможно идентифицировать в плотно утрамбованной земле.

Как мог выглядеть мальчик, кости которого обнаружили ученые / © Jorge González/Elena Santos

На том же уровне, где нашли захоронение, обнаружили каменные орудия периода африканского мезолита. «Связь между захоронением этого ребенка и орудиями среднего каменного века сыграла решающую роль в подтверждении того, что это точно Homo sapiens», — объяснили ученые.

Хотя Африку считают «колыбелью человечества» — ведь именно там, по словам специалистов, появились человеческая культура и общность, — ранних свидетельств захоронений на этом континенте находили не так много. В то время как в Европе и Азии обнаруживали могилы неандертальцев и современных людей возрастом до 120 тысяч лет, что происходило с умершими в Африке, оставалось для ученых по большей части тайной.