31.10.2015
Редакция Naked Science
2 072

Космический субботник: проекты по защите Земли от орбитального мусора

3.6

Убирать за собой мусор нужно не только дома, но и в космосе, где проблема следов прорыва человечества за пределы планеты выросла до угрожающих масштабов. Один из таких отходов, по словам астрономов, – фрагмент отработавшей ступени ракеты под шифром WT1190F – упадет на Землю в середине ноября. Попытки предотвратить падение на головы землян космического мусора предпринимаются уже давно, и некоторые из таких проектов изрядно удивили специалистов.

орбитальный мусор

Мусорщик с гарпуном

В 2014 году Европейское космическое агентство представило миссию e.DeOrbit, призванную спасти человечество от космического мусора. По замыслу специалистов ESA, в космос будет запущен особый корабль-мусоросборщик, который на высоте до тысячи километров «вручную» будет чистить пространство от разных обломков. Пока эксперты не определились, с помощью какого устройства это будет происходить: сеть, роботизированные руки или щупальца либо специальные гарпуны. Еще один вариант – соединить гарпун с сетью. Корабль подлетает к мусору, выстреливает в него гарпуном, тем самым стабилизируя, а затем опутывает сетью.

Мусорщик-камикадзе

Целью швейцарского проекта CleanSpace One стал только один объект космического мусора – бездействующий спутник SwissCube, который является сателлитом стандарта CubeSat в виде куба с длиной ребра в 10 см. Проблема состоит в том, что спутник летит с высокой скоростью, беспорядочно вращаясь вокруг своей оси. Однако его можно будет захватить сетью, предварительно просчитав траекторию. После успешной операции оба космических аппарата – захватчик и захваченный – сгорят в атмосфере. Планируется, что CleanSpace One будет запущен в 2018 году с модифицированного аэробуса Airbus A300.

Мусорщик-трос

Японцы предложили бороться с космическим мусором при помощи гигантского электродинамического троса. В JAXA хотят закрепить один конец троса на неработающем спутнике. При взаимодействии с магнитным полем Земли электродинамический трос будет тормозить мусор (сила Лоренца). Замедляясь, отработавший спутник в конечном итоге упадет, сгорев в атмосфере.

Мусорщик-рогатка

Красиво выглядит проект американской команды разработчиков Sling-Sat Space Sweeper. Спутник, снабженный «руками»-манипуляторами, будет хватать кусок космического мусора, с силой кидать его в сторону Земли (чтобы он сгорел в атмосфере) и использовать полученную от броска энергию для передвижения к следующему мусорному обломку (напоминает отдачу рогатки). Таким образом, космический прыгун выглядит эффективным с точки зрения топливных затрат.

Мусорщик под парусом

Свой вклад в тему борьбы с космическим мусором сделали и британские ученые, предложившие проект CubeSail. Это будет очень маленький спутник с гигантским парусом, работающим по принципу солнечной батареи. Заметив обломок мусора, спутник толкает его в сторону, опять же, земной атмосферы. При этом парус будет выполнять свое второе предназначение, выступая в роли тормоза. Несмотря на то, что проект был подготовлен для реализации еще в 2010 году, сейчас он все еще находится в стадии обсуждения.

Мусорщик-подрывник

Метод очистки космоса, предложенный компанией Raytheon BBN Technologies из Виргинии, в аббревиатуре носит незатейливое название «Лопата» (Space Debris Elimination – SpaDE). Согласно ему, спутники будут сводить на более низкую орбиту благодаря специальным взрывам атмосферного газа. Направленные взрывы, в свою очередь, разработчики хотят осуществлять с воздушных шаров или горных вершин. При этом предполагается, что взрывы никак не помешают действующим низкоорбитальным спутникам, утверждается на странице проекта на сайте NASA.

Мусорщик из наноспутников

Альтернативным проектом также стала сеть из наноспутников ElectroDynamic Debris Eliminator, работающая на солнечных батареях и предложенная компанией Star Technology and Research. Ширина сети составит примерно три километра. Во взаимодействии с магнитным полем Земли сеть вырабатывает напряжение, сбивающее блуждающие обломки мусора. По словам разработчиков, полная очистка космоса в пределах Земли от мусора займет 12 лет. Конечно, при условии, что государство профинансирует их проект.