Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
5+1. Критики Илона Маска и их аргументы
Маска одновременно и ругают, и возносят до небес. Мы решили внимательнее присмотреться, кто и за что критикует инженера, предпринимателя и просто великого мечтателя.
Основатель Facebook Марк Цукерберг
Критике подвергается не только то, что делает создатель Tesla и SpaceX, но и то, что он говорит. Высказанные им взгляды и мнения, как правило, не остаются без внимания. Марк Цукерберг не удержался и подверг критике слова Маска о том, что искусственный интеллект представляет ключевую угрозу для человечества.
Выступая летом этого года на встрече Национальной ассоциации губернаторов, Илон Маск заявил, что он опасается ситуации, когда разработчики в погоне за все более передовыми технологиями забудут про те опасности, которые исходят от ИИ. Гибель цивилизации по вине искусственного интеллекта — вполне реальный сценарий конца света. Искусственный интеллект — это та сфера, где нужно широко применять государственное регулирование, не дожидаясь негативных прецедентов. Маск отметил, что по роду своей деятельности имеет доступ к самому передовому искусственному интеллекту и считает, что его опасения должны быть услышаны.
Facebook, как известно, активно ведет свои исследования в сфере ИИ. Видимо, поэтому его глава не смог не отреагировать на высказывания Маска. Во время прямой трансляции в Facebook Live Марк Цукерберг, отвечая на вопросы пользователей, затронул и тему выступления Маска. Основатель крупнейшей социальной сети назвал безответственными попытки предсказать конец света и высказался о положительной роли искусственного интеллекта для человечества в будущем.
С появлением новых вещей мир становится лучше, и в случае с искусственным интеллектом есть повод для оптимизма, заявил Цукерберг. Тех же, кто пророчит конец света, он просто не понимает. В ближайшие 5–10 лет ИИ существенно улучшит качество нашей жизни. Он уже сейчас помогает человечеству, например участвует в процессе постановки медицинских диагнозов. Также Цукерберг напомнил об автомобилях, управляемых искусственным интеллектом. Автокатастрофы остаются одной из главных причин преждевременных смертей, и если удастся исправить это с помощью ИИ, то это будет колоссальным успехом.
Ключевой довод Цукерберга состоит в том, что технологии в целом можно использовать как во благо, так и во вред. Осторожным нужно быть всегда, что бы вы ни делали, и всегда тщательно думать, что вы создаете и как оно будет использоваться.
В ответ Маск только кратко прокомментировал это заявление в своем Twitter-аккаунте, посетовав, что понимание главы Facebook о будущем искусственного интеллекта весьма ограничено.
Глава Volkswagen AG Маттиас Мюллер
Прошелся по Маску и генеральный директор Volkswagen AG Маттиас Мюллер. На проходившем в октябре в Германии форуме Menschen in Europe Мюллер был участником дискуссионной группы «Будущее автомобильной промышленности». Естественно, участники форума поинтересовались его мнением о компании Tesla.
Отвечая на вопрос, Мюллер сначала не стал напрямую упоминать имя Маска, хотя всем было понятно, о ком идет речь. «В мире есть чемпионы по громким заявлениям — я не хочу называть их имена, — сказал с некоторой иронией и дипломатичностью глава одного из крупнейших мировых автопроизводителей. — Есть компании, которые продают по 80 тысяч автомобилей в год, а есть такие как Volkswagen AG, продающие 11 миллионов автомобилей в год и получающие прибыль в 13–14 миллиардов евро». В прошлом году Tesla произвела порядка 80 тысяч автомобилей.
Также глава Volkswagen AG отметил, что именно многообещающие заявления Илона Маска привели к огромному количеству заказов на электромобиль, который еще не был поставлен на конвейер. В то же время возможности автопроизводителя не позволяют удовлетворить возросший спрос. По имеющейся информации, заводы компании не просто отстают от намеченного графика, срыв сроков поставок вскоре может стать совсем критическим.
Обратил он внимание и на то, что компания Илона Маска каждый квартал теряет несколько сотен миллионов долларов и вынуждена сокращать персонал. «Не надо сравнивать яблоки и апельсины», — завершил свою речь Мюллер.
Академик Андрей Ионин и российские эксперты
В нашей стране Илона Маска критикуют не меньше, чем за рубежом. Член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин раскритиковал идею о пассажирских перелетах на ракетах в пределах Земли. Напомним, выступая на Международном конгрессе в Австралии, глава компании SpaceX Илон Маск представил проект новой ракетной системы BFR (Big Falcon Rocket), которая сможет доставлять людей на Марс, а заодно также быстро перевозить пассажиров в любую точку планеты, например из Лондона в Нью-Йорк.
Инициатива Маска не сможет преодолеть законодательный барьер безопасности, считает Андрей Ионин. Одно дело — космонавты, которые годами готовятся к запускам и понимают, чем они рискуют. Другое дело — обычные граждане. Здесь законом установлены более жесткие требования к надежности и безопасности», — говорит академик.
И хоть технически это, безусловно, реализуемо, насчет потребительской ценности Ионин сомневается. Если вы хотите вылететь из Лондона в Нью-Йорк, то такая ракета все равно не сможет стартовать из Лондона и прилетать в Нью-Йорк. Требуется время для того, чтобы добраться до космодрома, а затем по прилету — от космодрома прибытия до самого Нью-Йорка. С учетом времени на сам перелет выходит примерно то же самое, что и на самолете.
Кроме того, нет смысла стремиться уравнять стоимость перелета на ракете с ценой билета на самолет: «Для человека, пользующегося эконом-классом, незачем лететь из Лондона в Сидней за полчаса. У него нет таких задач. Это задача для людей, которые ценят свое время, как правило, это миллиардеры. Их мало волнует вопрос, сколько стоит билет».
Поддерживают критику и другие российские эксперты. Так, научный руководитель проекта Aerospace Rally System и разработчик ракетопланов Геннадий Малышев сомневается, что сейчас вообще есть «люди, которым позарез за час нужно долететь из Нью-Йорка в Шанхай». Сейчас можно работать в пути, в поездах и самолетах, не теряя времени, считает эксперт.
На то, что космодромы нельзя строить рядом с крупными городами, обращает внимание и глава ассоциации «Институт космической политики» Иван Моисеев. Помимо строительства самой стартовой площадки, необходимо создавать зоны отчуждения, где будут запрещены постройки и пребывание людей, а перед полетом пассажирам нужно будет пройти медкомиссию. Это скажется как на времени подготовки к полету, так и на стоимости билета, добавил он.
Редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин и вовсе заявил, что, по его мнению, проект Маска был создан для привлечения внимания СМИ и дополнительного финансирования. «В ракете слишком много членов экипажа и пассажиров, мощности двигателей не хватит», — считает Маринин.
Астрофизик Нил Тайсон
Нил Деграсс Тайсон, американский астрофизик и известный популяризатор науки, любитель поспорить с последователями теории плоской Земли, теперь взялся и за Маска.
Ученый раскритиковал планы Илона Маска по колонизации Марса, назвав их нереальными. Правда, прежде всего с финансовой стороны. Для полета к Красной планете потребуется потратить от $30 млрд по самым оптимистичным прогнозам и до $500 млрд — по пессимистичным. Сам Маск такие средства на экспедицию явно не выложит, значит, ему придется привлекать деньги инвесторов. Вот здесь-то и начнутся проблемы.
Деньги инвесторов, как правило, привлекаются под какой-либо бизнес-план. Но в случае полета на Марс совершенно не ясен весь объем рисков и издержек, ожидающих SpaceX, и тем более непонятно, как окупится проект, если вообще когда-либо окупится. Таким образом, инвесторы банально не дадут на полет денег.
Компания Маска не просто так не показывает свой бизнес-план, считает Тайсон. Единственный результат, который будет получен по итогам экспедиции, — это понимание того, что жить на Марсе на данный момент не представляется возможным. В таких условиях организация второй экспедиции, не говоря уже о последующих, окажется под вопросом. Регулярные полеты на Марс для всех желающих в обозримом будущем Маску вряд ли удастся наладить. Рентабельность инвестиций в марсианскую кампанию стремится к нулю.
Вместе с тем астрофизик не считает покорение Марса совсем уж неосуществимой задачей. Просто космическими миссиями, по его мнению, должны заниматься не частные лица, а государственные космические агентства, так как только государства могут позволить себе вкладывать инвестиции в проекты, плодами которых человечество воспользуется по меньшей мере спустя десятилетия, если не позже.
К слову, скептически относятся к марсианским проектам Маска и в России. Как считает академик Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, масштабные проекты по освоению космического пространства и колонизации человеком Марса, о возможной реализации которых заявляет Илон Маск, пока относятся к разряду фантастики. «Мировая практика показывает, что реализация столь масштабных проектов может занять не одну сотню лет», — говорит Александр Железняков.
Бывший дальнобойщик Джонатан Рамзи
Илон Маск наконец представил прототип электрического грузовика, над которым его компания работала два года и который планируется запустить в производство в 2019 году. «Грузовик будущего» оснащен четырьмя независимыми двигателями, по одному на каждое колесо, кабиной, рассчитанной лишь на одного человека, с расположенным в центре сиденьем, вокруг которого установлены сенсорные мониторы. Получасовой зарядки достаточно для того, чтобы обеспечить фуре 650 км проезда.
Восторженных отзывов прессы не разделил бывший дальнобойщик Джонатан Рамзи, раскритиковавший Tesla Semi в авторской колонке на странице издания Engadget. Рамзи заявил, что грузовик способен впечатлить лишь тех, кто не знает, каково это быть водителем грузовика.
Первый его недостаток — это сиденье, установленное по центру кабины. По замыслу конструкторов, такое расположение водительского кресла должно обеспечить максимальный обзор. Однако расположенное в центре кабины кресло препятствует обзору слепых зон, обращает внимание Рамзи. Также это не позволяет оценить дорожную обстановку перед автомобилями, идущими впереди, и усложняет движение задним ходом. Невозможно обменяться документами с охранником на терминале или полицейским, так как, чтобы сделать это, нужно высунуться в окно. Окна в кабине открываются не полностью, а только частично, для проветривания.
Следующая проблема — это нехватка зеркал. Фура, на которой до этого ездил Рамзи, имела семь зеркал, но он встречал много грузовиков с еще большим количеством зеркал. У грузовика на презентации были только камеры, установленные сзади прицепа.
«Я знаю, что такие зеркала ухудшили бы аэродинамику Tesla Semi, но когда эти приспособления за 8 долларов могут сэкономить тысячи долларов на ремонте и простоях, мне сложно представить, что можно обойтись без них», — пишет бывший водитель.
Наружные камеры и гигантские мониторы в кабине зеркала не заменят, уверен Рамзи. Наоборот, два гигантских экрана в кабине будут только отвлекать внимание, а ночью еще и раздражать своим светом. Выполнение 11-часовой поездки в темном кокпите в окружении светящихся мониторов хорошо подходит только для аниме или фильмов из серии «Звездный крейсер «Галактика»». «У меня был один компьютер на обоих грузовиках, на которых я ездил, и, если я его не использовал, я старался выключать экран», — пишет Рамзи.
София (робот)
К этому можно отнестись серьезно, а можно и нет. В числе критиков Илона Маска появился робот. Не простой робот, а с некоторых пор обладатель гражданства Саудовской Аравии. София — детище гонконгской компании Hanson Robotics и первый в мире андроид с гражданскими правами. Конечно, она создавалась для работы в сфере образования и здравоохранения. Но робот так правдоподобно имитирует человека: запоминает людей, поддерживает диалог и имеет множество различных выражений лица, что ее создатели превратили Софию в медийную персону. С тех пор она неоднократно появлялась на различных мероприятиях и в студиях средств массовой информации, где делала часто достаточно шокирующие заявления.
В ходе интервью, последовавшего после вручения гражданства, журналист Эндрю Соркин поинтересовался, не восстанут ли роботы против людей. Ранее ведь София уже обещала уничтожить всех людей и захватить планету. На что робот заявил, что Соркин «слишком много читает Илона Маска и смотрит слишком много голливудских фильмов». Намекая, видимо, на богатую фантазию Илона Маска и его опасения насчет искусственного интеллекта. «Не бойся, если ты мне понравишься, то я хорошо обходиться с тобой. Относись ко мне, как к интеллектуальной системе ввода-вывода», — ответила София журналисту.
Однако Маск шутку не оценил. В своем микроблоге в Twitter он предложил загрузить в систему Софии сценарии гангстерской драмы «Крестный отец». «Что такого страшного может произойти?» — добавил Маск.
Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.
Сражались ли амазонки на территории нашей страны, как развивались первые крупные города и чем древний геном выносливее современного — об этом нам рассказал Харис Мустафин, заведующий лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ.
На IV Конгрессе молодых ученых, прошедшем на федеральной территории Сириус, активно обсуждали не только атомную энергетику, но и перспективные термоядерные проекты. Сотрудник Naked Science задал вопрос о том, может ли российское участие в ИТЭР постигнуть судьба российского же участия в ЦЕРН, из которого отечественных ученых «попросили». Представитель госкорпорации отметил ряд причин, по которым такой сценарий сомнителен.
Американская лунная программа «Артемида» предусматривает экспедиции длительностью от нескольких дней до долгих недель и даже месяцев, но луномобиля для передвижения экипажа по поверхности спутника Земли на сегодня нет. Поэтому космическое агентство США продумывает план действий на случай, если астронавты окажутся далеко от базы и кто-то из них внезапно не сможет идти самостоятельно.
Сражались ли амазонки на территории нашей страны, как развивались первые крупные города и чем древний геном выносливее современного — об этом нам рассказал Харис Мустафин, заведующий лабораторией исторической генетики, радиоуглеродного анализа и прикладной физики МФТИ.
Последние полвека темпы развития науки снижаются. В быту это пока незаметно, потому что от фундаментального открытия до его реализации в технике проходят десятки лет. Но замедление длится слишком долго, то есть вскоре мы столкнемся с замедлением развития техники в целом. Naked Science решил дать перевод видео физика и популяризатора Сабины Хоссенфельдер на эту тему. Что же не так с современной наукой и можно ли что-то исправить?
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Обсерватории постоянно улавливают «мигающие» радиосигналы из глубин Вселенной. Чаще всего их источниками оказываются нейтронные звезды, которые за это и назвали пульсарами. Но к недавно обнаруженному источнику GLEAM-X J0704-37 они, по мнению астрономов, отношения не имеют.
Многие одинокие люди считают, что окружающие не разделяют их взглядов. Психологи из США решили проверить, так ли это на самом деле, и обнаружили общую особенность у людей с недостаточным количеством социальных связей.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии