• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
25.09.2017
Discovery Channel
11 606

10 самых знаковых танков в истории: от вездехода до «Арматы»

Танки есть в армиях многих стран мира — кажется, что грозные машины существовали всегда, но на деле современным образцам не исполнилось и века. Все о танках — в статье Discovery Channel.

Танк "Пантера"
Танк “Пантера”

Вездеход Пороховщикова

Считается, что прототип первого русского сверхтяжелого танка придумал сын создателя периодической таблицы элементов, инженер-кораблестроитель Василий Менделеев. Чертежи своего «Бронированного автомобиля», больше похожего на бронированный вагон, Менделеев представил военному министерству в 1916 году, когда еще не существовало ни английских, ни французских танков. Проект не был воплощен в жизнь, в отличие от еще одного танкового прототипа — гусеничного вездехода. Предшественника одноместной маневренной танкетки сконструировал летчик Александр Пороховщиков, дед знаменитого актера: он представил вездеход публике на год раньше Менделеева, и его проект признали перспективным, но к 1916 году финансирование свернули.

Вездеход Пороховщикова

Власти снова вспомнили о вездеходе год спустя, когда свои танки представили англичане — в русской прессе их называли «лоханями», вольно переводя слово tank. Пороховщиков не остался в стороне: он усовершенствовал свое изобретение, и у модели «Вездеход №2» было уже не одно, а четыре места для экипажа, многослойная броня и рубка с тремя пулеметами «Максим». Однако и этот проект не был запущен в массовое производство — армейская техническая комиссия сочла его неперспективным, и вплоть до окончания революции страна к танкостроению не возвращалась. Впрочем, есть машина, которая выглядела гораздо более странно, чем вездеход Пороховщикова — это изобретение немецких инженеров 1930-х годов, двухколесный круглый бронеавтомобиль «Кугельпанцер». Единственный сохранившийся экземпляр, который был захвачен советскими войсками в Манчжурии, хранится в бронетанковом музее в подмосковной Кубинке. Там же находится и самый массивный танк в истории, немецкий сверхтяжелый “Маус” весом более 180 тонн, также сохранившийся в единственном экземпляре: в металле были воплощены всего два, по некоторым данным три таких танка. 

Пантера Второй мировой

«Пантера», или Panzerkampfwagen V Panther, был создан в начале сороковых и стал основным танком Вермахта во Второй мировой войне: в немецкой классификации танк «Пантера» считался средним, а в советской — тяжелым. Интересно, что конкурс на проект нового среднего танка был объявлен в 1938, а активные разработки начались в 1941 году после того, как немецкие боевые машины потерпели разгромное поражение от самого известного советского танка Т-34. Была немедленно создана комиссия лучших инженеров, в которую, в частности, вошли знаменитый автомобилестроитель Фердинанд Порше и ведущий конструктор Генрих Книпкамп. После подробного изучения захваченных Т-34 фирмы «Даймлер-Бенц» и «МАН» в кратчайшие сроки создали свои версии советского танка.

Модель «Даймлера» была слишком похожа на прототип, и возникло опасение, что на поле боя солдаты Вермахта начнут стрелять по своим же танкам. Кроме того, предполагалось, что двигатель будет дизельным, а для большей части техники страны использовался бензин. Сказалась и нестандартная компоновка, где трансмиссия была сзади, а вот «МАН» представил более убедительную версию — выше и шире оригинала, с длинноствольным орудием, карбюраторным двигателем и наклонными листами брони. К 1943 году, после полигонных испытаний под Нюрнбергом и в Куммерсдорфе, проект запустили в серийное производство, а на Курской дуге против СССР впервые использовали сразу 200 «Пантер», из которых 160 вышли из строя в первый день, а на девятый их осталось всего сорок три.

Недоработки устранили, и вскоре «Пантер» выпускали так много, что «МАН» не справлялся, и к производству подключили сначала«Даймлер-Бенц», а затем еще ряд других фирм, и всего было собрано свыше шести тысяч танков. Специалисты считают «Пантеру» лучшим немецким танком Второй мировой войны: она не только частично превосходила знаменитых «Тигров» по боевым качествам, но и требовала меньше времени на производство, хотя боевые машины элитных войск оставались ночным кошмаром для советских танкистов.

«Тридцатьчетверка» Кошкина

Из вездехода Пороховщикова, английской «лохани», давшей миру название для танков, машины Рыбинского завода, похожей на коробку для ботинок, бронированного трактора «Илья Муромец» и бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов» танки с годами превращались в совершенные боевые машины, подчиняясь прогрессу. Тридцатые годы, эпоха расцвета танкостроения, к началу Великой Отечественной войны обеспечили СССР танками в избытке: у Советского Союза их было больше, чем у любой другой страны мира. Однако потери лета 1941 года оказались столь значительны, что в срочном порядке была создана эрзац-танкетка для сопровождения пехоты Т-60 со связкой из двух автомобильных двигателей. Спасение было близко: еще в 1939 году начальник конструкторского бюро завода в Харькове, Михаил Кошкин, пригнал на смотр в Москву образец танка Т-34, навсегда вписавшего имя своего разработчика в историю. 

Т-34

Танки производили до Победы, но именно танк Кошкина стал основным для Советской армии, как «Пантера» для немецкой, и военачальники возлагали на него большие надежды — в годы Второй мировой с конвейера сошли более 45 тысяч образцов Т-34. Выпускали танк в Харькове, но в 1941 году завод эвакуировали в Нижний Тагил — город бомбили, и спасение танкового производства в таких условиях стало вопросом жизни и смерти. До конца Великой Отечественной войны Нижний Тагил выпустил десятки тысяч танков Кошкина: каждый второй из них прибыл на поля сражений с «Уралвагонзавода». Создатель легендарного Т-34 Михаил Кошкин не дождался расцвета своего дела, умерев за девять месяцев до войны: по иронии судьбы конструктор скончался от осложнений простуды, которую подхватил на презентации Т-34 советским властям. Танки, конечно, собирали не только в военные годы: так, в Нижнем Тагиле, где когда-то выпускали Т-34, позже перешли к сборке Т-72, одной из самых известных и массовых моделей.

Генеральский «Абрамс»

Большое будущее бронированным боевым машинам предсказал граф Дмитрий Милютин, и последний русский генерал-фельдмаршал оказался прав: со временем танки заняли прочное место в вооруженных силах мира наряду с передвижной артиллерией. Один из самых узнаваемых танков современности — американский M1 «Абрамс» песочного цвета, названный в честь генерала Второй мировой и Вьетнамской войн Крэйтона Абрамса. Гигантские бронированные боевые машины США массой 63 тонны и двигателем в 1,5 тысячи лошадиных сил обладают сокрушительной мощью.

М1 “Абрамс”

«Абрамсы» довольно маневренны несмотря на массу и на шоссе развивают скорость более 70 километров в час, а пушки заряжаются вручную. Самым существенным минусом танка в бою был проект дополнительной установки для питания всех систем в случае выхода из строя основного двигателя. Из-за его расположения снаружи башни «Абрамс» можно было легко поджечь: горящие топливо и масло могли попасть в двигатель, и позже установку перенесли на левую надгусеничную полку. «Абрамс», переживший множество модернизаций, не только остается основным танком американских сухопутных войск с восьмидесятых годов прошлого века, но и поставляется на экспорт. Эти танки использовались при войне в Персидском заливе, Ираке и Йемене, мощность и масса «Абрамсов» могут быть разными в зависимости от модификаций, которых более двадцати шести, но все они отличаются совершенными прицельными системами и боеприпасами с огромной поражающей силой.

Противоядерный Т-55

Конструкция современных танков похожа: комбинированная броня, система защиты от оружия массового уничтожения, вооружение, средства наблюдения и прицельные приборы. В отечественной компоновке внутреннего пространства отделение управления находится впереди, а боевое отделение, то есть башня – посередине. Важное значение имеет гусеница: чем меньше соотношение массы машины к площади части, которая соприкасается с землей, тем выше проходимость танка. В состав многослойной композитной брони могут входить сталь, керамика, стеклотекстолит, полимеры и обедненный уран. Основное вооружение — пушка во вращающейся башне, в списке боеприпасов — осколочно-фугасные, бронебойные и кумулятивные снаряды. В памятке 1942 года значится, что «основная сила танка в бою — в его мощном огне и стремительной атаке», и это правило актуально до сих пор.


Т-55

Это касается и истории еще одного знаменитого танка: на стадии проектирования в СССР его называли «объект 137», а сейчас — Т-54. Простой и надежный средний танк был принят на вооружение армии сразу после Великой Отечественной войны, в 1946 году, и стал удачным для своего времени и довольно популярным — его различные вариации выпускали не только в СССР, но и в других странах. В 1958 была разработана его модификация — Т-55 создали из-за растущей угрозы атомной войны, и он стал первым в мире серийным танком с комплексом противоатомной защиты, в теории способным вести бой на участках, зараженных бактериологическим, химическим и ядерным оружием. С момента запуска производства с конвейера сошли более 23 тыс. танков Т-55, которые были применены во множестве локальных конфликтов, в том числе в Афганистане наряду с Т-62 и в ходе современного сирийского конфликта.

Истинный британец «Челленджер»

Прототипы танков, панцирные машины, появились перед Первой мировой войной в Великобритании, Франции и Германии, а затем трансформировались в бронированные коробки сперва на тракторном, а после на гусеничном ходу. Британский «Челленджер» («Бросающий вызов») был создан в 1980-х годах фирмой «Викерс Дефенс Системс» на основе экспортного варианта еще одного британского танка «Чифтен». На нем была применена комбинированная броня «чобхэм», позже ставшая прототипом брони для американского «Абрамса». Танк производили до 1990 года, а в 1993 году на заводах в Ньюкасле и Лидсе «Викерс» начали выпускать «Челленджер-2» — модификацию первой модели, которую по собственной инициативе разработала та же компания еще в середине восьмидесятых. Год спустя «Челленджер-2» прошел полевые испытания и был принят на вооружение британской армии.

“Челленджер”

У «Челленджеров-2» есть инновационные цифровые системы прицеливания от «Дженерал Дайнэмикс», с которыми тренированный экипаж может делать до семи точных выстрелов в минуту. Также в танке имеются средства дневного и ночного наблюдения и нарезные дальнобойные пушки, запас хода составляет почти 500 километров, а их броня, как и у других танков, выдержит даже удар кумулятивного снаряда. Как и первые «Челленджеры», вторые тяжелы и неповоротливы, а последняя машина поступила на вооружение более десяти лет назад, однако использовать их планируется до 2035 года. Интересно, что «Челленджером» в мире привыкли называть не британский танк, а космический челнок НАСА. Как известно, в 1986 году он потерпел катастрофу у побережья Флориды — в то же время, когда «Челленджеры-2» только начали поступать на вооружение. Они, к слову, остаются единственными современными танками с нарезным орудием: еще одно проявление знаменитого британского консерватизма.

Израильская «Колесница»

Название израильского танка «Меркава» в переводе с иврита означает «Колесница», а поводом для его создания — одним из самых интересных в истории танкостроения — стала отмена сделки. После того как в 1970 году Великобритания отказалась продавать Израилю свои «Чифтены», было решено начать разработку собственной модели танка, и с тех пор гусеничная «Колесница» прошла через четыре этапа модернизации. Пятый вариант «Меркавы» планируется запустить в разработку, оснастить лазерной пушкой и провести испытания в 2020 году, тем не менее и четвертую модель нельзя назвать несовершенной — так, явным плюсом остается расположение двигателя в передней части для защиты экипажа, а не в задней, как у большинства танков.

“Меркава”

Уникальность нынешней версии израильского танка заключается не только в расположении двигателя, но и в дополнительном отсеке с броневой дверью в корме: в этой «кладовой» можно перевозить и раненых, и десант, и боеприпасы, а в случае опасности выйти через нее наружу. По сути, «Меркава» — это гибрид бронетранспортера, боевой машины пехоты и танка. Хотя Израиль — довольно маленькая страна, ЦАХАЛ — одна из самых боеспособных армий мира, а по экспорту военной продукции израильтяне уступают только США, России и Германии. Что касается танков, у «Меркавы» высокие оценки профессионалов: в известном танковом рейтинге агентства Forecast International израильская «Колесница» обошла даже легендарный российский танк Т-90.

«Владимир» — Т-90

Предшественники Т-90, танки Т-72 «Урал», прошли через множество модернизаций и до сих пор используются многими странами мира. Внешне обе боевые машины похожи, но у Т-90 более мощная башня, которая может выдерживать бронебойные снаряды, и 125-миллиметровая пушка. Танк, названный «Владимир» в честь создавшего его конструктора Владимира Поткина, остается основным боевым танком российской армии, но старые образцы Т-90 постепенно обновляют до модификации Т-90М «Прорыв-3». Производят танк «Владимир» на «Уралвагонзаводе» в Нижнем Тагиле, и требования к потенциальным сотрудникам очень высоки: попасть в танковый цех могут только работники со специальным уровнем допуска. Тяжелые Т-90 там производят уже более 20 лет, и по понятным причинам многие процессы засекречены: тагильчане работают на заводе династиями, передавая секреты мастерства от отца к сыну.

Т-90

Работать в танковом цехе непросто, но об этом мечтают почти все сотрудники «Уралвагонзавода», в том числе Владимир и Кирилл — главные герои программы «Танки» из цикла «Сделано в России» канала Discovery Channel. Владимир работает давно, хорошо себя зарекомендовал и ждет повышения, а Кирилл на заводе новичок — пока его карьера сводится к уборке металлической стружки, но он остается верным своей мечте стать танкостроителем. Парни должны были стать конкурентами, но все изменил «Вася»: танк с надписью на башне и запиской внутри, в которой экипаж просил не уничтожать героическую машину, а привести ее в порядок. Удастся ли это сделать и какую роль в судьбе «Васи» сыграют Кирилл и Владимир, расскажет программа «Танки», которая приоткроет завесу тайны над одним из самых секретных производств России. 

«Леклерк» французской армии

Танков в современном понимании у русских не было до тех пор, пока в ходе Гражданской войны под Одессой не было захвачено несколько французских машин Renault FT-17 – первых танков классической компоновки с вращающейся башней. Их привезли на Сормовский судостроительный завод, и нижегородцы, изучив образцы до последнего винта, создали серию «Русских Рено», почти в точности повторявших оригинал. Сейчас российским танкостроителям уже нет нужды заимствовать идеи зарубежных коллег: в истории отечественного танкостроения есть Т-64, первый в мире серийный основной боевой танк с защитой и вооружением тяжелого и подвижностью среднего и комбинированием брони, а также Т-35, единственный в мире серийный тяжелый многобашенный танк. Французским конструкторам тоже есть чем гордиться: их основной боевой танк АМХ-56 «Леклерк» остается одним из самых совершенных.

АМХ-56 “Леклерк”

На вооружении сухопутных войск Франции значатся более 400 «Леклерков», и еще свыше 380 — в армии Арабских Эмиратов, которые оказывали разработчикам финансовую помощь с целью дальнейших закупок. Как и американский «Абрамс», «Леклерк» назван в честь генерала Второй мировой войны: маршал Франции, граф Филипп де Отклок, взял псевдоним в память о военачальнике XVIII века, дивизионном генерале Шарле Леклерке. Преемственность наблюдается и у Леклерков-машин: когда в середине семидесятых устарел AMX-30, его лучшие характеристики были учтены при реализации нацпроекта по созданию «Леклерка». С 1986 по 2004 год танк выдержал десять модификаций, а последние два года продолжается очередная программа модернизации, благодаря которой Франция сможет держать свои «Леклерки» в строю до 2040 года. Особенность модели AMX-56 заключается в усиленной системе защиты, которая успешно совмещается с массой.

Непобедимая «Армата»

Танкостроители «Уралвагонзавода» с честью выдерживают испытание и временем, и кризисом: в 2015 году на параде в честь 70-летия Победы в Москве был представлен новый российский танк Т-14 на базе универсальной боевой платформы «Армата», который вполне можно назвать непобедимым. Все недостатки танкостроения в этой модели учтены, а достоинства усовершенствованы: максимальную защиту экипажа обеспечивает не только броня, но еще и отдельная внутренняя капсула, орудиями можно управлять дистанционно, а боекомплект заключен в отдельный модуль. При этом он включает в себя не только стандартное оружие, но и управляемые ракеты «земля-земля» и «земля-воздух». При этом Т-14 не так тяжел, как, например, основные танки армии США, но все же его главное достоинство – это защита. 


Танк на платформе “Армата”

Танк на платформе «Армата» может разогнаться до 90 километров в час, но высокая для таких машин скорость нужна не для побега от противника. Поразить Т-14 вряд ли получится: система «Афганит» засечет любой снаряд за двадцать метров до цели и тут же уничтожит, а все внутренние приборы танка сконструированы с учетом новейших технологий. Планируется, что к 2020 году в российскую армию поступит уже более двух тысяч Т-14, а со временем танк на платформе «Армата» станет основным боевым танком, как когда-то Т-34 и Т-90 сейчас. Это не единственное обновление, которое ждет вооруженные силы страны — в 2015 году тагильчане не только вывели на парад танк Т-14 на «Армате», но и презентовали платформу «Курганец-25». Ее тоже делают на Урале и планируют применять для боевых машин пехоты, гусеничных БТР и противотанковых орудийных установок.

Смотрите программу «Танки» на Discovery Channel по будням в 21.00.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Сегодня, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

11 часов назад
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

Сегодня, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: