Российскую авиатехнику оснастят «нервной системой»

Российский Фонд перспективных исследований (ФПИ) приступил к разработке и испытаниям прототипа системы, способной проводить автоматическую диагностику агрегатов и узлов авиатехники.

2 480

С ростом сложности аппаратной и программной частей летательных аппаратов повышается трудоемкость их обслуживания и риск аварий. Чтобы упростить работу с авиатехникой и увеличить ее безопасность, разные исследовательские группы реализуют проекты в области автоматизации. По словам главы Лаборатории ФПИ Александра Носова, новая система Фонда будет подобна нервной системе живых организмов. Она представляет собой сеть деформационных и оптоволоконных акустических датчиков, которые подключены к блоку диагностики. При этом сенсоры могут размещаться как на поверхности корпуса, так и внедряться в структуру композитных материалов на этапе сборки конструкции.

 

Во время полета система будет выявлять повреждения аппарата в режиме реального времени. В случае превышения допустимых показателей пилот получит соответствующий сигнал — в зависимости от степени угрозы, на панели управления загорится красный или желтый индикатор. После посадки данные, собранные системой, могут быть загружены на внешний носитель для последующего анализа. К настоящему времени инженеры уже тестируют прототип разработки — с этой целью используется демонстратор технологий скоростного вертолета. Впервые аппарат, построенный на базе ударного вертолета Ми-24К («Крокодил»), поднялся в воздух в 2015 году, а осенью 2016 года прошел испытания на эксплуатационную скорость.

 

Также ФПИ готовится к тестированию системы на вертолетной лопасти. Сообщается, что заинтересованность в проекте уже выразили ряд конструкторских бюро и предприятий, в частности «Туполев», «Кронштадт», «Иркут», «Сухой», «Камов» и Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля. Между тем в мае стало известно, что конструкторское бюро «Камов» в рамках контракта с Минобороны приступило к разработке вертолета, который способен развивать скорость полета до 500 километров в час. Предполагается, что машина получит соосные несущие винты, рассматривается возможность создания аппарата по одноосной схеме — он сможет развивать скорость до 450 километров в час.

 

О проекте «нервной системы» для авиатехники пишет «Интерфакс».

 

В феврале минувшего года схожую диагностическую систему испытал Германский центр авиации и космонавтики (DLR). В тестах использовалась секция фюзеляжа размером семь на пять метров. Всего в секцию монтировали 584 датчика. По результатам испытаний система с помощью ультразвука успешно локализовала и определила тип возникших деформаций. Аналогичной разработкой занимается японская компания Mitsubishi. Технологию планировалось использовать в истребителе (демонстраторе) X-2 Shinshin как часть системы восстановления управления полетом. При повреждении летательного аппарата она должна была корректировать работу аэродинамических элементов конструкции.

2 480

Подпишись на нашу рассылку лучших статей и получи журнал бесплатно!

Комментарии

Plain text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <iframe> <embed> <br/>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Comment text

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <br> <br/>

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку