Американский ВМФ создаст ГМ-бактерии для поиска подлодок — Naked Science
19.12.2018
Редакция Naked Science

Американский ВМФ создаст ГМ-бактерии для поиска подлодок

Биологи ВМФ США работают над созданием генетически модифицированных маринобактерий, способных выдать присутствие кораблей и субмарин противника.

gmbacter0

На реализацию программы по изучению перспектив применения генной инженерии для военного флота исследовательской лаборатории американского ВМФ (Naval Research Laboratory, NRL) выделено 45 миллионов долларов. Частью программы оказалась разработка генетически модифицированных микроорганизмов, способных обнаружить присутствие вражеских кораблей, субмарин, подводных дронов и водолазов. Об этом Defense One рассказала Сара Глейвен (Sarah Glaven), исследовательница из NRL.

Речь идет об использовании обычных, широко распространенных в океане плавающих бактериях и одноклеточных водорослях, прежде всего — протеобактерий Marinobacter. Их геном планируется «дополнить» так, чтобы те реагировали на появление в воде следов выхлопа дизельных двигателей, редких металлов и других веществ, сопровождающих морские корабли. Например, можно заставить микроорганизмы под действием этих веществ выкачивать из клеток электроны, а их затем — регистрировать с помощью небольших подводных дронов.

Стоит заметить, что проект NRL далеко не первая попытка создания «живых датчиков» из ГМ-организмов. И хотя в лабораторных условиях получить и продемонстрировать их работоспособность не составляет большой проблемы, стабильно воспроизводить эти результаты «в поле» пока не удается. Организмы, отягощенные дополнительными биохимическими механизмами, хуже приспособлены к выживанию в окружающей среде и конкуренции со своими «нормальными» собратьями.

По словам еще одной ученой из NRL, Димитры Стратис-Каллум (Dimitra Stratis-Cullum), которую цитирует Defense One, для этого ГМ-маринобактерии планируется заключить в защитную капсулу, которая должна продлить их выживание в естественной среде до подходящего срока. Возможно, она будет наноситься непосредственно перед запуском таких «живых датчиков» в дело. Впрочем, все эти работы, по признанию разработчиков NRL, остаются лишь на самых ранних этапах исследований.