Зрение утят оказалось асинхронным — Naked Science

Зрение утят оказалось асинхронным

Британские ученые обнаружили, что обмен зрительной информацией между полушариями мозга у домашних уток происходит с задержкой не менее трех часов. Результаты работы опубликованы в журнале Animal Behaviour.

У плацентарных, включая человека, обмен визуальной информацией между полушариями (в норме) происходит почти мгновенно: по перекрестным и неперекрестным волокнам зрительного нерва она поступает в полушария и там передается с помощью мозолистого тела. Аналогичный процесс у сумчатых, однопроходных (утконосы, ехидны), птиц, рептилий, амфибий и рыб ограничен из-за более сложных анатомических «маршрутов». Так, предыдущие работы показали, что у черноголовой гаечки (Parus palustris) задержка в передаче информации между глазами может составлять от трех до 24 часов.

В новой работе ученые из Оксфордского университета изучили интерокулярный обмен у пекинских уток (Anas platyrhynchos domestica). Для этого они провели два эксперимента. Сперва новорожденным утятам поочередно закрывали глаза и демонстрировали одну из двух резиновых уток — красную или синюю. Затем животным предъявлялись обе утки, из которых те должны были выбрать объект для следования. Результаты показали, что для «правильного» выбора утятам были необходимы оба глаза или тот, которым они могли видеть утку. Знакомство с уткой с помощью глаза, который затем закрывали, делало выбор невозможным.

Дизайн экспериментов. / © Antone Martinho III et al., Animal Behaviour, 2016

После этого авторы обучали утят на обеих утках одновременно, но для разных глаз (например, левый глаз запоминал красную, правый глаз — синюю утку) и в течение трех часов им одновременно предъявлялись оба объекта. В этом случае животные делали «правильный» выбор при одном закрытом глазе: красную, если открыт левый, и синюю, если открыт правый глаз. Однако, когда у утят были открыты оба глаза, они не могли сделать выбор и следовали за обеими утками поочередно. По мнению исследователей, это указывает на внутренний конфликт, который вызывается противоречивой информацией, поступающей от разных полушарий.

Таким образом, задержка в передаче информации между глазами у утят составила не менее трех часов. В это время она остается доступной только глазу, который ее воспринял. Ученые отмечают, что за счет большей автономности полушарий для птиц (а также некоторых других позвоночных, особенно у тех видов, глаза которых расположены по бокам головы) такая ситуация, вероятно, является традиционной. При этом известно, что, когда птица видит объект обоими глазами одновременно, ее поведение соответствует поведению плацентарных, поскольку в этом случае визуальная информация поступает сразу в оба полушария.

Целый спектр проблем, развивающихся у людей и животных в космосе, удалось связать с дисфункцией митохондрий.