Зонд LADEE отправил на Землю первые снимки Луны — Naked Science
18.02.2014
Редакция Naked Science

Зонд LADEE отправил на Землю первые снимки Луны

Космический зонд LADEE отправил свои первые снимки поверхности Луны, на которых запечатлен неровный пейзаж естественного спутника нашей планеты и звёзды.

Лунная обсерватория американского космического агентства NASA LADEE (Lunar Atmosphere and Dust Environment Explorer – «Исследователь лунной атмосферы и пылевой среды»)  успешно передала на Землю первые фотографии, снятые во время новолуния в начале февраля текущего года, на которых запечатлен неровный пейзаж нашего спутника и звёзды. Снимки были сделаны с помощью камеры Star Tracker.

Звездный датчик (англ. star tracker) – прибор в составе космического аппарата, предназначенный для определения ориентации. Является чувствительным элементом системы ориентации космического аппарата.

В конце 1980-х начали применяться широкопольные датчики на основе ПЗС-матриц, которые сравнивают полученное изображение звёздного неба с имеющимся в памяти звёздным каталогом. Датчик может быть как автономным прибором, содержащим блок обработки данных, так и использовать для этой цели вычислительные мощности бортовой ЭВМ.

На самом деле, камера Star Tracker не очень хороша в деле получения обычных снимков. Но иногда она может предоставить захватывающие изображения лунного рельефа.

– Батлер Хайн (Butler Hine), менеджер проекта LADEE

Снимок, сделанный широкоугольной камерой Star Tracker

©NASA Ames

8 февраля 2014 года в 23:45 по времени Гринвичского меридиана были сделаны пять снимков с интервалом в одну минуту. Они захватывают части северо-западного полушария Луны. При этом скорость, с которой двигался зонд по орбите Луны, составляла 100 км/мин.

На первой фотографии изображен кратер Кригер (Krieger), размер которого составляет около 23 км в диаметре. Второй снимок показывает кратер Волластон P (Wollaston P) – его диаметр равен примерно 4 км. На третьем – небольшой лунный горный хребет, Агрикола (Montes Agricola), который расположился на северо-западе от большого яркого кратера Аристарх, а также плоскополого кратера Раман (Raman), диаметром около 10 км. Окончательные снимки демонстрируют кратеры Лихтенберг А (Lichtenberg A) и Скиапарелли E (Schiaparelli E) – они находятся в базальтовых равнинах западного Океана Бурь.

Снимки были сделаны во время лунной ночи – свет от нашей планеты озарял поверхность Селены, поэтому на фотографиях можно увидеть и звезды. Свет был бы слишком ярким, если бы снимки были получены с дневной стороны небесного тела.

Ночная сторона Луны, освещённая лишь светом нашей планеты

©NASA Ames

Орбитальный аппарат NASA LADEE, запущенный 6 сентября 2013 года с космодрома «Уоллопс» с помощью конверсионной американской ракеты-носителя, построенной на основе межконтинентальной баллистической ракеты Peacekeeper ? Minotaur V, предназначен для исследования лунной атмосферы и пылевой среды.  Аппарат должен собрать с орбиты Луны молекулы пыли и газа, в результате чего можно будет определить состав и происхождение вещества, окружающего Луну.

Предполагалось, что зонд проведет на лунной орбите 100 дней, однако, как выяснили сотрудники NASA, у аппарата достаточно топлива, чтобы отработать ещё 28 дней. Таким образом, LADEE, по предварительным прогнозам, завершит свою миссию 21 апреля 2014 года. По завершению своей миссии аппарат упадет на поверхность Луны, передавая на Землю данные до последнего момента своего существования. Благодаря полученным данным ученые также смогут судить об атмосфере Меркурия и других тел Солнечной системы.