26.09.2016
Редакция Naked Science

Земная атмосфера теряет кислород

Пузырьки воздуха, запертые во льду сотни тысяч лет, показали, что концентрация кислорода в атмосфере медленно снижается, и никто не знает, почему это происходит.

air-halite-earth-atmosphere

В статье, опубликованной журналом Science, Дэниел Столпер (Daniel Stolper) и его коллеги из Принстонского университета сообщают о результатах изучения пузырьков древнего воздуха, сохранившихся в ледниках Гренландии с эпохи плейстоцена – около 800 тыс. лет назад. Ученые обнаружили, что за это время парциальное давление кислорода снизилось на 0,7%, указывая на превышение скорости связывания кислорода над скоростью его выделения растениями примерно на 2%.

«Мы провели этот анализ больше из интереса, ничего конкретного не ожидая, – сказал Дэниел Столпер. – Мы не знали, будут ли эти цифры расти, падать или оставаться на месте. Но оказалось, что наблюдается совершенно четкая тенденция к снижению».

Стоит заметить, что единственным источником свободного кислорода на нашей планете остается фотосинтетическая деятельность растений и некоторых микроорганизмов. При этом «потребляется» он, связываясь с другими веществами в ходе самых разных процессов, включая дыхание животных, окисление «свежих», обнажающихся эрозией кремниевых пород. Причиной снижения содержания кислорода в воздухе может быть несбалансированность этих процессов или просто… глобальное похолодание.

До начала резкого роста температуры в последние десятилетия планета находилась в долгой климатической «яме» и до сих пор остается намного холоднее, чем несколько миллионов лет назад. Такое похолодание должно неизбежно снижать производительность фотосинтезирующих экосистем (прежде всего сине-зеленых водорослей океана), сокращая и поступление кислорода в атмосферу. Иначе говоря, небольшое снижение на протяжении 800 тыс. лет не должно пугать.

Куда серьезнее видят ученые процессы, развивающиеся именно в последнее время. Сжигая ископаемое топливо, мы не только наполняем воздух углекислым газом и сажей, но еще и потребляем из него кислород. По словам Столпера, сегодня мы используем кислород в тысячу раз активнее, чем до начала Промышленной революции: «Это еще один пример того, как человечество ускоряет все глобальные естественные процессы, развивающиеся на планете», – резюмирует ученый.