19.09.2018
Редакция Naked Science

Запах сандала ускорил рост волос

Обонятельные рецепторы кожи головы оказались способны стимулировать рост волос; в будущем это может стать основой доступных лекарств от облысения.

_0o4i2qywv4
©Wikipedia / Автор: Андрей Чернов

Обонятельных рецепторов много на слизистой носа, но это не единственное место на теле, где они есть. Их обнаружили даже на поверхности сперматозоидов, есть они и в клетках кожи вокруг волосяных фолликулов. Эти рецепторы не только улавливают молекулы пахучих веществ, но и выполняют другие функции.

Ранее ученые установили, что в клетках кожи вокруг волосяных фолликулов экспрессируется обонятельный рецептор OR2AT4 и он участвует в дифференциации и росте клеток кожи, кератиноцитов. Регулирование роста волос во многом схоже с регулированием роста клеток, поэтому группа исследователей из Германии под руководством Ральфа Пауса (Ralf Paus) из Манчестерского университета предположила, что OR2AT4 может управлять ростом волос.

Ученые взяли образцы кожи головы, пожертвованные для эксперимента пациентами после операций по подтяжке лица, и поместили образцы в раствор синтетического ароматизатора Sandalore® с запахом сандалового дерева. Выбор ароматизатора определил тот факт, что в носу рецептор OR2AT4 активируется летучими компонентами сандала.

Через шесть дней ученые достали образцы из раствора и измерили содержание в клетках гормона роста; она оказалась на 25-30% выше начальной. В присутствии ароматизатора Phenirat, который блокирует рецепторы OR2AT4 и не дает им связываться с молекулами сандалового ароматизатора, концентрация гормона роста снизилась.

«Мы впервые показали, что человеческим органом можно управлять с помощью простого ароматизатора, — комментирует открытие Ральф Паус, — по всей видимости, для оптимального роста волоса нужна постоянная стимуляция запахом сандалового дерева».

Кроме того, в присутствии Phenirat клетки волосяных фолликулов отмирали быстрее, чем без него, а в присутствии сандалового ароматизатора процесс их естественной смерти, апоптоза, замедлялся. Авторы работы предполагают, что за счет отдаления апоптоза стимуляция рецептора OR2AT4 может продлевать фазу роста волоса.

Это открытие может положить начало новому направлению ароматерапии; возможно, стимуляция сандаловым ароматизатором способна предотвращать облысение или даже бороться с ним. Синтетический ароматизатор, использованный в эксперименте, дешев и массово производится для парфюмерной и косметической промышленности, что в теории может сделать такое лечение доступным. Натуральное сандаловое дерево может не дать тех же результатов, отмечают авторы статьи.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.