30.11.2016
Редакция Naked Science

Яд утконосов поможет в борьбе с диабетом

Австралийские ученые пришли к выводу, что регуляция инсулина у однопроходных (Monotremata) более стабильна, чем у человека, благодаря эволюции. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

shui_zhong_deyong_gukamonohasi

Сахарный диабет — группа заболеваний, при которых нарушается усвоение глюкозы из-за недостатка гормона инсулина. Сейчас лечение диабета является симптоматическим и предполагает постоянный контроль и коррекцию (повышение) уровня инсулина в крови пациента. Предыдущие исследования показали, что секрецию гормона стимулирует глюкагоноподобный пептид-1 (ГПП-1), вырабатывающийся в кишечнике. Но из-за быстрого распада он не способен обеспечивать нормальный уровень инсулина самостоятельно.

Вместе с тем компоненты стрессово-инсулиновой системы играют важную роль в поведении ядовитых животных. Так, ГПП-1-подобный гормон эксендин-4 содержится в слюне аризонского ядозуба (Heloderma suspectum), тогда как в яде некоторых змей находится дипептидилпептидаза-4 (ДПП-4) — фермент, ингибирующий ГПП-1. В новой работе ученые из Аделаидского университета проанализировали яд однопроходных — утконосов (Ornithorhynchus anatinus) и ехидн (Tachyglossidae) — как наиболее базальной группы среди современных млекопитающих.

Результаты показали, что у утконосов ГПП-1 помимо кишечника также вырабатывается в яде, который они используют в период спаривания. При этом «двойное» назначение гормона привело к тому, что он чрезвычайно устойчив к разложению. Аналогичный гормон был обнаружен в секрете ехидн. Примечательно, что последние имеют на задних ногах только зачаточные шпоры (у самцов утконосов они достигают 1,2–1,5 сантиметра в длину), которые не подходят для доставки яда, но используются для взаимодействия в брачный сезон.

По мнению ученых, стабильный вариант ГПП-1 может использоваться в разработке препаратов для лечения сахарного диабета 2 типа. Особенно эффективным он может быть на ранних стадиях болезни.