В воздухе нашли гены устойчивости бактерий к антибиотикам

В воздухе нашли гены устойчивости бактерий к антибиотикам

Ученые назвали города, в воздухе которых обнаружили наибольшее количество генов устойчивости бактерий к лекарственным препаратам.

bacteria-enterococcus

Международная группа исследователей пришла к выводу, что гены антибиотикорезистентности могут передаваться от бактерии к бактерии по воздуху при помощи мелкодисперсных твердых частиц, взвешенных в атмосфере. Ученые проанализировали образцы загрязнителей воздуха, собранных в 19 городах по всему миру: самую большую концентрацию таких генов обнаружили в воздухе Сан-Франциско. Исследование опубликовано в журнале Environmental Science & Technology.

«Горизонтальный» перенос устойчивости бактерий к антибиотикам — одна из важнейших проблем современного здравоохранения. Поглощая фрагменты чужой ДНК и приобретая новые гены, микроорганизмы получают способность сопротивляться все большему числу лекарственных препаратов, включая антибиотики «последнего резерва». Ранее американским микробиологам впервые удалось зафиксировать этот процесс с помощью микроскопа.

Авторы новой работы исследовали состав твердых частиц, «пойманных» в воздухе 19 городов в восьми разных климатических зонах. Частицы собирали с помощью специальных фильтров, установленных на автомобильных кондиционерах. Ученые провели анализ методом полимеразной цепной реакции в реальном времени, изучив концентрацию 30 различных генов, обеспечивающих резистентность к 7 типам препаратов, в том числе хинолонам, бета-лактамным антибиотикам и тетрациклину.

Самой большой концентрацией таких генов обладал Сан-Франциско, самой малой — индонезийский Бандунг, самый разнообразный набор нашли в Пекине. Наиболее распространенными по всему миру оказались гены устойчивости к бета-лактамным антибиотикам, в том числе пенициллинам. В шести городах обнаружили гены резистентности к ванкомицину, антибиотику «последнего резерва».

Концентрация генов устойчивости в различных городах / © Environmental Science & Technology

По мнению ученых, источником потенциально опасных твердых частиц становятся испарения сточных вод фабрик, больниц и ферм. Антибиотики попадают в эти воды, и местные микроорганизмы постепенно вырабатывают устойчивость к препаратам, передавая друг другу гены «горизонтальным» путем. Частицы поднимаются в воздух и могут перемещаться на большие расстояния с воздушными потоками.

В 2017 году эксперты Всемирной организации здравоохранения составили список из 12 наиболее опасных бактерий, устойчивых к антибиотикам.