Бактерии, обнаруженные в ирландской почве, станут новым орудием в борьбе с антибиотикоустойчивостью — Naked Science

Долгое время считалось, что почва из графства Фермана (Северная Ирландия) имеет целебные свойства. Изучив ее, ученые обнаружили, что в ней содержится ранее неизвестный штамм бактерий, эффективный против четырех из шести главных супербактерий, устойчивых к антибиотикам, включая MRSA.

bacteriafoun

Согласно последним исследованиям, к 2050 году в Европе бактерии, обладающие устойчивостью к антибиотикам, могут стать причиной смерти до 1,3 миллиона человек. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) описывает проблему как одну из самых больших современных угроз для глобального здравоохранения и продовольственной безопасности.

Новый штамм бактерий был обнаружен сотрудниками Университета Суонси и получил название Streptomyces sp. Myrophorea. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Microbiology.

Необходимость создания новых препаратов для борьбы с мультирезистентностью побудила исследователей обратиться к изучению новых источников, в том числе народных лекарств: эта область исследований известна как этнофармакология. Один из ученых, доктор Джерри Куинн (Gerry Quinn), бывший житель графства Фермана, много лет знал о целительных свойствах почвы этого района. По местной традиции небольшое количество земли заворачивали в хлопчатобумажную ткань и использовали для лечения многих заболеваний, включая зубную боль, инфекции горла и шеи. Полторы тысячи лет назад на этой территории жили друиды, а еще раньше, четыре тысячи лет назад, ее населяли люди неолита.

Бактерия представляет собой коричневое пятно, а более светлый цвет вокруг пятна показывает, что она препятствует распространению MRSA, который ее окружает / © Gerry Quinn, Swansea University

После изучения почвы ученые идентифицировали ранее неизвестный штамм бактерий, а его анализ показал сразу несколько неожиданных результатов. Бактерии выступили в качестве ингибитора роста четырех из шести основных мультирезистентных патогенов: устойчивого к ванкомицину Enterococcus faecium (VRE), устойчивого к метициллину Staphylococcus aureus (MRSA), а также Klebsiella pneumonia и Acinetobacter baumanii.

Кроме того, выяснилось, что ингибируются как грамположительные, так и грамотрицательные бактерии, которые различаются по структуре их клеточной стенки, — обычно грамотрицательные бактерии более устойчивы к антибиотикам. Пока исследователи не знают, какой компонент нового штамма предотвращает рост патогенов, однако команда уже изучает этот вопрос.

«Открытие антимикробных веществ из Streptomyces sp.myrophorea поможет нам в поиске новых лекарств для лечения мультирезистентных бактерий, вызывающих многие опасные и смертельные инфекции. Теперь мы сосредоточимся на очистке и идентификации этих антибиотиков. Мы также обнаружили дополнительные антибактериальные организмы из той же почвы, которые могут охватывать более широкий спектр мультирезистентных патогенов», — рассказывает Куинн.