Ученые секвенировали ДНК женщин из Восточной Азии эпохи неолита

Ученые секвенировали ДНК женщин из Восточной Азии эпохи неолита

Международная группа ученых обнаружила на территории Дальнего Востока останки женщин возрастом около 7,7 тысячи лет и секвенировала их ДНК. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

Сейчас большинство археологических раскопок ведется в Западных Европе и Азии. Исследования на этих землях позволили секвенировать геном многих представителей первобытных племен и изучить их образ жизни. Значительно меньше внимания уделяется Восточной Азии. В этом случае чаще рассматривается территория Сибири — в контексте колонизации Северной и Южной Америки.

Между тем известно, что специфика развития ранненеолитических общин Западной и Восточной Азии различалась. Так, животноводство, сельское хозяйство и производство керамических изделий у первых было тесно связано, тогда как племена Восточной Азии освоили работу с керамикой раньше, а животноводство — на несколько тысяч лет позднее. При этом геномы последних не секвенировались.

В ходе новой работы ученые из Кембриджского университета и других вузов нашли древние погребения в пещере Чертовы Ворота в Дальнегорском городском округе России. Вместе с останками двух женщин на месте были обнаружены фрагменты настилов, сетей, глиняных изделий. Предполагается, что находки указывают на ранние формы сельского хозяйства, которое развивалось в регионе независимо.

Анализ ДНК показал, что женщины являются предками современных ульчи — народности, которая обитает в нескольких сотнях километров от погребения. Установлено, что геном ульчи отличается высокой специфичностью — это подтверждает гипотезу о том, что район в течение 7,7 тысячи лет населяет одна популяция. Вероятно, женщины-предки имели прямые волосы и карие глаза.

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.