В нашей Галактике могут найтись миллиарды пригодных для жизни планет — Naked Science
19.03.2015
Редакция Naked Science

В нашей Галактике могут найтись миллиарды пригодных для жизни планет

Статистический анализ показал, что наша Вселенная может оказаться куда более удобным для жизни местом, чем это может показаться при взгляде в ее бесконечную холодную глубину.

HEC_Christmas_Planets_Annotated_HD

В своей работе австралийские и датские ученые опирались на данные запущенного в 2009 году телескопа Kepler – самого результативного «охотника за экзопланетами» в современной астрономии. Благодаря его наблюдениям число достоверно установленных планет у далеких звезд сегодня приближается к 2 тысячам, и еще больше кандидатов ожидают подтверждения в повторных наблюдениях.

Другим «столпом» работы стало знаменитое эмпирическое правило Тициуса – Боде, предложенное еще в конце XVIII века. Оно позволяет приблизительно вычислять среднее расстояние между планетами Солнечной системы и самим Солнцем, и некогда даже позволило рассчитать орбиту Урана – еще до непосредственного открытия этой далекой планеты. В начале XXI века правило Тициуса – Боде было адаптировано для вычислений орбит и далеких экзопланет. В общих чертах принцип его применения простой: правило вводит определенные соотношения между радиусами орбит планет в системе, так что, зная период обращения одной из них, можно вычислить и орбиты остальных.

«Мы использовали метод для вычисления возможных орбит планет в 151-й из систем, найденных Kepler и включающих от трех до шести планет», – говорят авторы работы. Главной целью их исследований была оценка числа планет, орбита которых пролегает в пределах «обитаемой зоны» их звезд – то есть на том расстоянии, где достаточно тепло для того, чтобы вода могла постоянно сохраняться в жидком виде, но и не настолько жарко, чтобы она закипела. Несколько упрощая, можно сказать, что эти условия являются ключевым фактором для возникновения и поддержания жизни. Во всяком случае, в том виде, в котором жизнь нам знакома и понятна.

В 151-й системе, рассмотренной учеными, Kepler указал на наличие 228-ми экзопланет, а расчеты показали, что примерно каждая третья из них остается в «обитаемой зоне» и пусть и в грубом приближении, но вполне пригодна для обитания. Если экстраполировать эти данные на всю нашу Галактику, то получится, что только в ней одной жизнь может найти приют у многих миллиардов звезд. Будет с кем поговорить!