Ученые выяснили, почему зевание так заразительно — Naked Science
01.09.2017

Ученые выяснили, почему зевание так заразительно

Исследователи выявили зону коры головного мозга, предположительно связанную с индивидуальной склонностью к «заражению» зевотой.

yawn

Существует несколько гипотез, объясняющих, почему зевота «передается» от одного человека к другому. Зачастую этот процесс связывают с деятельностью зеркальных нейронов, однако единого мнения о природе явления до сих пор нет. Исследователи из Ноттингемского университета связали заразительность зевания с активностью первичной моторной коры головного мозга и индивидуальной двигательной возбудимостью человека.

В исследовании приняли участие 36 взрослых волонтеров. Им показывали видеозаписи с зевающими людьми. Участники получили разные инструкции: часть волонтеров попросили сдерживать зевание, а часть, наоборот, призвали зевать столько, сколько хочется. Инструкции менялись несколько раз. Ученые подсчитали количество зевков и попыток их подавить в обеих группах. В процессе теста ученые применили метод транскраниальной магнитной стимуляции, позволяющий неинвазивно воздействовать на различные участки коры головного мозга.

Ученые заметили: когда волонтера просили сдерживаться, желание зевнуть усиливалось. Воздействие на мозг с помощью транскраниальной магнитной стимуляции также заставляло людей легче поддаваться желанию повторить движение. Индивидуальную склонность к «заражению» зеванием ученые объяснили деятельностью первичной моторной коры головного мозга. Эта зона участвует в регуляции движений мышц человеческого тела. По мнению ученых, именно от активности этого участка зависит, насколько человек подвержен заразительному воздействию зевоты.

Дизайн эксперимента и данные о группах участников, Current Biology

По словам ученых, результаты исследования причин зевания могут помочь людям, страдающим от других проявлений двигательной возбудимости. Например, эти результаты можно использовать для борьбы с симптомами синдрома Туретта. При этом расстройстве центральной нервной системы человек регулярно совершает несколько типов неконтролируемых навязчивых движений — тиков.

Ранее ученые установили температуру, при которой зевание наиболее заразительно.