Ученые «внедрили» обезьянам самосознание

Исследователи провели эксперимент, в рамках которого у макак-резусов появились элементы самосознания. Эти животные научились пользоваться зеркалом.

О наличии самосознания у некоторых животных исследователи узнали довольно давно. Ученые выяснили, что шимпанзе, орангутаны, гориллы, дельфины, слоны и сороки могут узнавать себя в зеркале. Многие другие существа, несмотря на неплохие показатели интеллекта, как предполагается, такой способности лишены. Но сейчас ученые из Китая смогли наделить элементами самосознания макак-резусов – довольно крупных животных, живущих большими стаями.

Еще в 70-е годы психолог Гордон Гэллап придумал оригинальный эксперимент. Животное помещают в камеру, где есть зеркало. Затем исследователи рисуют на части тела, которую особь не способна увидеть без помощи зеркала, яркую точку. После этого животное возвращают в камеру. Если существо понимает, что в зеркале находится оно само, то пытается избавиться от этой точки, что говорит о наличии самосознания.

Сейчас китайские ученые выводили красную точку на предметы, окружавшие зафиксированных макак. Затем точка плавно перемещалась в сторону объектов, которые животное уже не способно было видеть напрямую. Наблюдать точку обезьяна могла только в зеркале и, тем не менее, пыталась коснуться ее. Важно отметить, что ученые стимулировали подопытных: «правильные» касания награждались едой.

Обезьяны проходят тест на самосознание / ©Chang et al./PNAS 2017

Результаты можно было бы списать на приобретенный рефлекс, однако, как оказалось, после эксперимента с красной точкой макаки стали свободно использовать зеркало по прямому назначению. Животные, например, чистили с его помощью тела от паразитов. В ближайшее время ученые хотят повторить этот эксперимент с другими видами. Если результаты будут похожими, можно будет говорить об одном из важнейших научных открытий современности, свидетельствующем о том, что самосознанием обладают не только человек и еще некоторые виды, но и многие другие животные.

Ранее, напомним, сообщалось о новых тестах, указывающих на наличие самосознания у собак.

Аватар пользователя Станислав Крытыш