Ученые создали новую трехмерную карту распределения темной материи — Naked Science
27.09.2018

Ученые создали новую трехмерную карту распределения темной материи

Международная группа исследователей представила самую детальную трехмерную карту распределения материи во Вселенной, а также повысила точность ограничений для темной энергии при помощи камеры Hyper Suprime-Cam на телескопе Subaru.

hypersuprime1

Карта Hyper Suprime-Cam (HSC), созданная на основе данных японского телескопа Subaru на Гавайях, позволила астрономам измерить гравитационное искажение изображений примерно 10 миллионов галактик. Результаты исследования опубликованы в базе препринтов arXiv.org.

Телескоп Subaru позволил ученым рассмотреть галактики еще подробнее и «глубже», чем это удавалось в ходе аналогичных исследований. Например, Dark Energy Survey анализирует намного больший участок неба с той же точностью, что и HSC, но изучает только ближайшую к нам Вселенную. HSC изучает более узкий участок, но «смотрит» дальше, что позволило исследователям увидеть более тусклые галактики и создать максимально точную карту распределения темной материи.

Ученые сравнили свою карту с флуктуациями, предсказанными наблюдениями реликтового излучения с аппарата «Планк». Результаты, полученные HSC, были несколько ниже, но в целом соответствовали результатам «Планка». Тот факт, что и HSC, и другие исследования слабого линзирования получают более низкие результаты, чем «Планк», рождает вопросы о том, действительно ли темная энергия ведет себя как космологическая постоянная Эйнштейна.

Сравнение карт распределения вещества по данным HSC (слева) и «Планка» (справа) / © UTokyo

«Наша карта предоставляет нам самую подробную картину того, сколько во Вселенной темной энергии. Она больше рассказывает о ее свойствах и о том, как та ускоряет расширение Вселенной, — рассказывает Рэйчел Мандельбаум из Университета Карнеги — Меллон. — HSC дополняет другие исследования. Совмещение данных разных проектов станет мощным инструментом при изучении природы темной материи и темной энергии».

Данные и результаты ученые получили в течение первого года наблюдений на HSC. В целом исследование HSC соберет информацию за пять лет исследований. Астрономы также изучат эволюцию галактик и массивных галактических кластеров на протяжении космического времени, измеряя такие объекты, как сверхновые и даже Млечный Путь.