Ученые сфотографировали зеркала в глазах моллюсков — Naked Science
04.12.2017, 05:32

Ученые сфотографировали зеркала в глазах моллюсков

Ярко-синие глаза морских гребешков борются за звание самых сложных и необычных в мире. У каждой особи их множество, до пары сотен, не более миллиметра в диаметре, и каждый – это крошечный шедевр природы.

scallop-eyes2-1512059114

В отличие от органов зрения подавляющего большинства других животных, для фокусировки изображения морские гребешки (Pectinidae) используют не только линзы, но и зеркала — кристаллы нуклеотида гуанина. Это было показано еще полвека назад, но лишь теперь ученым удалось рассмотреть глаза моллюсков под криогенным электронным микроскопом. Статью израильских ученых из команды Лии Аддади (Lia Addadi) публикует журнал Science.

Они исследовали зрение Pecten maximus: гуаниновые кристаллы оказались почти идеальными прямоугольниками, уложенными под сетчаткой ровно, как кафельная плитка на полу. Однако изогнутая зеркальная поверхность не образует ровную параболу, ее форма намного сложнее и позволяет свету концентрироваться на одной из двух сетчаток, в зависимости от направления падения. Они расположены одна над другой, и первая адаптирована к восприятию тусклого излучения с периферии зрения, а вторая – движения на свету в центре поля зрения.

В лабораторных условиях добиться такой ровной укладки кристаллов гуанина чрезвычайно сложно, а значит, моллюски каким-то образом контролируют и направляют их рост. Сам по себе такой слой прозрачен, но 20–30 их, положенные один на другой, создают уже эффективно отражающую вогнутую поверхность — как у больших телескопов, сложенную из отдельных деталей. Ученые полагают, что такое необычное устройство обеспечивает гребешкам отличную четкость изображения.

Криоэлектронная микрофотография отражающих кристаллов гуанина в глазу морского гребешка / ©Palmer et al., 2017

Остается главный вопрос: зачем? Развитие такого сложного зрительного аппарата — занятие затратное для организма. Животные, которые вкладываются в него, должны действительно нуждаться в отличном зрении, как, например, хищники, выслеживающие и преследующие добычу. Но морские гребешки — животные, просто фильтрующие пищу из воды. Зачем им вся эта уникальная машинерия, пока совершенно неясно.