06.11.2017
Редакция Naked Science

Ученые протестировали международную систему отслеживания опасных астероидов

Технология отслеживания потенциально опасных околоземных объектов прошла первую проверку. Исследователи спрогнозировали траекторию движения астероида с помощью нескольких различных методов.

e829edc4b85e898432a38a980c5b7fa3

Международная группа астрофизиков под руководством NASA провела проверку системы оценки астероидной опасности. Объектом изучения стал небольшой околоземный астероид 2012 TC4, который прошел в непосредственной близости от планеты 12 октября 2017 года. Об успешном завершении проверки сообщает сайт NASA.

Возможные последствия столкновения Земли с астероидом зависят от размеров космического тела и места его падения. Если астероид приземлится на материковую поверхность планеты, это может отразиться на движении блоков земной коры. Вулканическая активность усилится, и вулканы выбросят в атмосферу значительные количества газа и пыли. Падение астероида в океан может вызвать большие волны цунами и затопление многих прибрежных районов. Поэтому постоянно идет разработка новых систем оценки опасности астероидов, проходящих недалеко от Земли.

Новая система разработана в рамках международной организации International Asteroid Warning Network (IAWN). Она объединяет данные космических телескопов и наземных наблюдательных приборов, расположенных по всему миру. В проекте участвовали и российские ученые, специалисты Института астрономии РАН. При оценке потенциальной опасности астероида 2012 TC4 они использовали данные международной обсерватории Пик Терскол в Приэльбрусье.

Наблюдения начались в июле 2017 года. На основе собранных данных астрофизики рассчитали траекторию движения астероида и спрогнозировали, на какое расстояние тело способно приблизиться к Земле. При этом учитывалось влияние множества явлений, способных влиять на траекторию, в том числе давление солнечного света. Также сеть оптических телескопов исследовала, насколько быстро вращается астероид. Ученые установили, что 2012 TC4 переворачивается каждые 12 минут, совершая своеобразные «кувыркающиеся» движения. Форма астероида оказалась вытянутой, его длина составила около 15 метров, ширина — около 8 метров. По особенностям отражения света от поверхности удалось примерно установить состав космического тела.

В перспективе IAWN планирует применить эту комбинацию методов и в исследованиях других околоземных астероидов. Участники проекта подчеркивают: чтобы выявить потенциально опасные астероиды, необходима не только развитая техника, но и постоянное сотрудничество ученых из разных стран.

Ранее исследователи смоделировали последствия падения на Землю астероида средних размеров. По оценке специалистов, такое столкновение может значительно изменить климат и привести к «мини-ледниковому периоду».