10.02.2016
Редакция Naked Science

Астероид среднего размера может привести Землю к мини-ледниковому периоду

Согласно новому исследованию, падение астероида среднего размера – около километра в диаметре – на Землю может резко изменить климат нашей планеты на протяжении нескольких лет с перспективой «нового ледникового периода».

3627730928_59bb96b9b6_b

Как сообщает портал Live Science, ученые во главе с Чарльзом Бардином из Национального центра атмосферных исследований в Боулдере, в американском Колорадо, смоделировали ситуацию, когда на какой-либо участок суши на Земле упадет астероид размером около километра. Такое столкновение, вероятно, образует воронку около 15 км в диаметре, из-за чего в атмосферу попадет огромное количество пыли. Это спровоцирует крупномасштабные пожары, которые поднимут в воздух много сажи (при условии, что астероид упадет не в пустыне, где мало растительности). При «наихудшем сценарии», по словам Чарльза Бардина, пыль будет оставаться в атмосфере около 6 лет, сажа – около 10 лет.

Частицы пыли и сажи, нагреваясь под солнцем, будут существенно нагревать стратосферу, ускоряя химические реакции, разрушающие озон, который, как известно, защищает Землю от вредного ультрафиолетового излучения. По расчетам ученых, уровень озона снизится на 55%, в результате чего УФ-индекс в тропиках приблизится к 20 (по данным Агентства по охране окружающей среды США, УФ-индекс, равный 11 и выше, означает «крайний риск вреда от незащищенного пребывания на солнце»). Сажа и пыль в атмосфере также будут способствовать снижению количества солнечного света до 70% в первые год или два.

В результате средняя глобальная температура поверхности Земли понизится на 8 градусов Цельсия, что, по словам Чарльза Бардина, «эквивалентно температуре ледникового периода».

Также снижение солнечного света и осадков приведет к снижению продуктивности растений примерно на 50%. Ученые отмечают, что астероид должен быть примерно в 10 раз больше, чтобы вызвать массовое вымирание. Астероид, который, как полагают ученые, уничтожил динозавров, вероятно, был размером около 10 км.